Интервью с Любовью Васильевной Родионовой – матерью
воина Евгения. На протяжении многих лет наша газета рассказывает о
многочисленных примерах народного почитания воина Евгения Родионова.
Многочисленных и повсеместных, ибо, как сказал писатель Николай Коняев:
«Православный русский народ узнал в Евгении Родионове своего святого...»
Великое счастье, что мать Евгения – Любовь Васильевна Родионова, с нами
рядом. Ныне основное ее занятие в жизни, главная миссия – помогать нашим
воинам, изувеченным войной и брошенным в жестокий социум без всяких надежд на
достойную жизнь.
Любовь Васильевна не хочет никому давать интервью, поскольку все
разговоры с представителями прессы обязательно приводят к проблеме отношения к
воину Евгению официальных структур РПЦ, которые несколько лет назад устами
священника Максима Максимова, бывшего в то время секретарем Синодальной
комиссии по канонизации Московской патриархии, обвинили Любовь Васильевну в
создании культа своего сына. Подобные выпады оскорбительны и невыносимы для
слуха и сердца матери, многие годы живущей в безутешном страдании и тоске по
единственному сыну.
Коллектив «Завтра» с Любовью Васильевной связывают давние, очень добрые
и теплые отношения. Пользуясь нашей дружбой, мы попросили её ответить на ряд
вопросов для газеты.
– Любовь Васильевна, православные люди в своих молитвах поминают
воина Евгения и иже с ним убиенных воинов Андрея, Александра и Игоря. Но вместе
с ними мы поминаем и всех других героев, чьи имена мы даже не знаем...
Любовь Родионова: Да, «иже с ним...» – это обо всех
достойно погибших. Господь через Женю не дает нам забыть ту войну. Первую
чеченскую – предательскую, ужасную, самую беспросветную в истории. Евгений
поднимает всех забытых. Он единственный, кто напоминает сейчас людям о той
войне. Не дай нам Бог забыть!
– Какие структуры, какие институции поддерживают ваши усилия,
направленные на помощь нашим солдатам, получившим тяжелые ранения?
– Всё держится на доверительном отношении между людьми.
Поскольку проемы дверей в панельном доме слишком узкие для прохода инвалидных
колясок, то на расширение дверей нужны деньги, которых у воина-инвалида нет. И
я обхожу шесть храмов в центре Москвы, говорю с настоятелями. И везде мне
отказывают. Но седьмая попытка удается. Помогает имя Жени...
Прекрасно, когда деятели церкви не голубей запускают в небо,
но оказывают помощь страдающим людям. А чиновников наших часто хватает только
на одну открытку в год, посланную вдовам и матерям погибших воинов. И эта
забота лишь для того, чтобы потом говорилось с трибун: «Никто не забыт, ничто
не забыто...» Разве это не кощунственно?
Где наши боевые братства, чем они заняты? Взяли бы на
попечение по одному инвалиду и по одной солдатской матери. Ведь матери погибших
«афганцев» – старые, брошенные всеми. Они часто живут в нищете...
Существует Фонд имени Евгения Родионова на его родине в городе Кузнецке
Пензенской области. Устав Фонда помещается на одной страничке: единственная
цель – помочь раненым ребятам и инвалидам. Фонд возглавляет Сергей Прошин. С
помощью фонда больше 200 колясок с электроприводом были розданы
воинам-инвалидам. Но не очень наши люди верят фондам.
Есть и другие сложности: некоторые ребята прописаны по одному адресу, а
проживают по другому. Иные награждены орденами Мужества и медалями «За боевые
заслуги», и при этом находятся в розыске у чеченской прокуратуры. Вот так
государство наше ведёт двойную политику. Неизвестные лица из Чеченской
республики интересуются местом проживания ребят, которые выполняли свой
воинский долг на Кавказе.
– В горном чеченском селе Бамут на месте гибели Евгения со товарищи
установлен крест. Сегодня, это единственный памятный крест, расположенный на
всей территории республики. Это говорит об уважительном отношении чеченцев к
подвигу Евгения.
– Их убили под Лысой горой в ущелье. В тех местах до сих
пор прячутся боевики. Эта местность удобна тем, что оттуда можно без труда уйти
в Дагестан, Ингушетию, Грузию. Там идеальные условия для незаконных
формирований.
Первый сварной железный крест поставили наши десантники,
которые вошли в Бамут во время Второй чеченской войны. Тогда Бамут опустел, и
местные жители говорили, что на село легла тень проклятия. Они стали ухаживать
за местом казни, покрасили крест серебряной краской – это был жест
своеобразного покаяния.
Через несколько лет первый железный крест наши военные заменили на другой,
размером больше, с массивным каменным основанием. Этот крест, действительно,
никто не трогает. В этом действительная победа Православия.
– А в поселке Курилово под Москвой, где вырос Евгений, чтят ли
жители его память?
– Курилово – маленький поселок, в нем около 2000 жителей.
Одно время хотели улицу назвать именем Жени. Я абсолютно уверена, что
большинство людей было бы «за». Но инициатива переименования исходила от Союза
православных братств, от пограничников и ветеранов группы «Альфа», а местная
власть восприняла это предложение без энтузиазма и делать ничего не захотела.
Народ у нас неплохой, но люди совершенно не информированы. Они ничего не знают
про Женю. Женя – почетный гражданин Подольского района. Но об этом знаю только
я и тот чиновник, который посмертно присвоил Евгению это звание. Нигде нет
больше об этом информации. Никому это не нужно.
Отношения мои с администрацией не сложились с самого начала. Я с чиновниками
нигде не пересекаюсь, соответственно, не общаюсь. Я в их жизни не участвую
совсем. Сначала я полностью «утонула» в Чечне, затем – в госпиталях.
– Недавно в стенах Академии Ильи Глазунова молодой скульптор Андрей
Коробцов представил проект памятника Евгению-воину. Эта работа вызвала всеобщий
интерес. Евгений стоит со связанными руками. Символизирует, по сути, русский
народ. Где, предположительно, этот памятник будет установлен?
– Жене уже поставлен один памятник – в городе Кузнецке,
рядом со школой, которая носит его имя. Установилась добрая традиция:
призывники, вчерашние школьники, уходят в армию не от железных ворот
военкомата, но от памятника Жене. Хорошо, если памятник Жене будет поставлен и
в Курилово, возле школы – там братская могила 20 десантников, павших во время
Великой Отечественной войны. Женя тогда будет 21-м... Ещё можно его поставить
на территории какого-нибудь военного училища. Памятник ведь, действительно,
символизирует многое. Он всем нам близок – цепи и у нас есть – и мы обременены
грехами, тяжелыми обстоятельствами.
– И внешними факторами тоже. Россия ведь - оккупированная страна...
– В России то там, то здесь вспыхивают очаги веры,
патриотизма. Но это только очаги, объединения всё никак не случится. Никто пока
не может принять на себя роль объединителя.
Люди обсуждают Евгения: кто говорит – святой, кто возражает: нет, мол,
свидетелей нет, и нет доказательств. В недопустимой, аморальной форме иной раз
обсуждается этот вопрос. К вере в Бога такие разговоры не имеют никакого
отношения. Слава Богу, что сейчас нет официального прославления. Народ приходит
к Евгению, и слава Богу! Народу я верю. У меня была масса документации по
чудесным фактам, связанным с именем Жени. Да всё это сгорело. И правильно, что
сгорело - не я этим должна заниматься! Сейчас мы наблюдаем народное почитание
Жени. А что будет, когда случится официальная канонизация? Что она изменит в
лучшую сторону? Я очень боюсь, что всё превратится тогда в бизнес. Начнётся
продажа икон, мощи растащат по кусочкам. Мы не всегда умеем достойно почитать,
превращаем всё в бизнес.
– Сейчас имя Евгения Родионова для многих звучит, как пароль. У его
креста в селе Сатино-Русское люди собираются, видят друг друга и понимают, что
они – соотечественники. Евгений объединяет нас всех.
– В эту годовщину 23 мая на могиле Евгения служил известный
проповедник отец Дмитрий Смирнов, и он был потрясён тем, как прошел этот день,
как много было народу. Ведь в этом году из Ростова-на-Дону приехало более ста
детей. Были люди из Белоруссии, из Украины, с Урала.
– Да, география почитания очень обширна... Часовни в память о
Евгении стоят в Харькове, на Алтае, в Муроме и Пензенской области. Насколько
нам известно сейчас 7-8 часовен в память о Евгении строятся по всей России.
Когда в Ватопедском монастыре на Афоне монахи узнали, что среди паломников есть
русский журналист, первым делом они стали расспрашивать про Евгения-воина...
– Из Греции мне приходят приглашения, там тоже хотят знать
про Женю. Кстати, в Греции вышла книга молодой женщины, Георгии Карафилиду, -
она с такой любовью собрала столько интересной и важной информации про Женю,
что это потрясает. Причём, русский язык она не знает, ей русские паломницы
помогали в написании книги. У неё была какая-то тяжелая жизненная ситуация, и
она молилась, в том числе и Жене, прося о помощи. Всё разрешилось благополучно,
и она дала обет поставить храм Евгению в Салониках. Сейчас она собирает деньги
на храм.
Почитают Евгения и в Сербии, и в Румынии. Недавно на могилу Жени приезжал
целый автобус с румынами.
В Кузнецке, в самом центре города, возле администрации стоит баннер: «Святой
мученик Евгений, моли Бога о нас!». Приехал владыка, говорит, что надо снять. А
ему ответили: «Простите, территория не ваша...»
А на юге России недавно был скандал. Полковой священник построил часовню на
территории полка ВДВ. Построил на деньги своего прихода. Строил шесть лет в
память о павших наших воинах, включая Евгения. С руководством части всё было
согласовано. Но тут приехал министр обороны и приказал: «Немедленно снести!» А
ведь уже всё почти было готово. В Рязани, вы помните, был подобный случай. Но
генерал-десантник не испугался: перед строем послал министра куда подальше.
Я вот и говорю, глядя на наше русское общество: не надо ничего бояться!
Кому-то есть что терять, кому-то уж и терять нечего. Но смерть-то одна...
Женя прожил короткую жизнь, мало чего успел. Он не построил дом, не родил и
не воспитал сына. Только, когда был малышом, два деревца посадил. Эти две
рябины и сейчас растут под окнами общежития, где мы с Женей прожили десять
лет...
При жизни он успел недолго послужить Родине. Но сейчас Женя служит России,
любя нас всех.
Беседу вел Андрей Фефелов
По материалам газеты «Завтра»