«УЖЕ НЫНЕ ЦЕРКОВЬ НЕ ЦЕРКОВЬ…»

«УЖЕ НЫНЕ ЦЕРКОВЬ НЕ ЦЕРКОВЬ…»

Свт. Димитрий Ростовский о сеятеле и раскольниках

Вышел сеятель сеять семя свое,
и когда он сеял, иное упало при дороге;
иное упало на камень;
а иное упало между тернием (Лк.8:5-7).

…Эта обязанность дошла даже доныне, до архиереев и иереев, которые должны сеять духовные семена, то есть слово Божие.

Но горе нашему окаянному времени, ибо совершенно пренебрегается это сеяние, совершенно оставлено слово Божие, и никто не заботится о душе своей и ближнего, чтобы во время последней жатвы представить ее Богу не тщетной и не пустой. Не знаю, кого нужно прежде всего считать окаянным: сеятелей или землю, иереев или сердца человеческие, или же и тех, и других вместе. Вместе были негодны, нет делающего доброе, нет ни одного (Пс.52:4).

Сеятели не сеют, а земля не принимает. Иереи небрежны, а люди заблуждаются. Иереи не учат, а люди пребывают в невежестве. Иереи не проповедают слова Божия, а люди не слушают и даже не хотят слушать. По обе стороны худо: иереи глупы, а люди неразумны. Пастыри заблуждаются, а овцы за ними идут, сами не зная куда. Слепые водят слепых, и вместе они падают в яму (ср. Мф.15:14).

Бог, разгневавшись в древности на еврейский народ, грозил через Своего пророка Амоса, говоря: Пошлю на землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слова Божия. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его (8:11-12). Я знаю, что все невежды не считают голод слышания слова Божия за великое наказание, посылаемое нам Богом за грехи наши. Наказание голодом хлеба у них считается большим, нежели голодом слышания слова Божия.

О неразумные!.. Злом является и голод хлеба, но еще большее зло — голод слова Божия.
Тленный хлеб умеет возделывать всякий земледелец, проведать же нетленное слово Божие не всякий умеет.

Этот душевный голод, голод слышания слова Божия, очень усилился в нашей епархии, поскольку нет ни сеятелей духовного семени, ни доброй земли. Нет, говорю, учителей, нет и сердец, удобных для принятия учения. Есть, как слышно, только окаянные сеятели, сеющие плевелы среди пшеницы. Плевелы — это раскольнические учения, а земля окаянная, которая принимает плевелы, это те окаянные сердца, которые внимают раскольническому учению и прельщаются им. Долготерпеливый Господь оставляет их расти до жатвы, во время же жатвы Он повелит жнецам, говоря: Соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их (Мф.13:30), — и сожжет плевелы огнем неугасающим.

Архиерею же, поставленному Богом здесь на пастырство, немало печали о погибели многих душ человеческих, как и Давид говорит: Печаль объяла меня при виде грешников, оставляющих закон Твой (Пс.118:53), оставляющих слово Божие и внемлющих лживым и лестным учениям; печаль о том, что не принимается его архиерейское учение, при этом учение не его самого, но слово Божие, ибо он поучает не от себя, но на основании евангельских и апостольских писаний; печаль о том, что дети не слушают отца, овцы не следуют за пастырем, ученики не внимают учителю, избегают святой Церкви, чуждаются церковных святынь и делаются чадами гнева, сынами погибели, наследниками ада, которым ничего иного нельзя ожидать, как только геенны огненной вместе с бесами.

…Развращенное человеческое сердце есть как бы путь общенародный, по которому ходят люди и скоты и попирают его…

Мало в ком можно теперь видеть истинное благочестие и Православную веру.

Добрым является семя слова Божия, которое учит нас не удаляться от святой Церкви, но держаться около нее как чадам около матери, родившей нас святым Крещением, но птицы бесовские, раскольники, вылетев из своего Брынского гнезда, поклевали это семя, научив многих избегать святой Церкви и гнушаться святынь Божиих, обманывая и соблазняя простых мужиков и баб, и говоря: «Уже ныне Церковь не Церковь, попы — не попы».

О окаянные, бесовские птицы! О несмысленные галаты! Кто соблазнил вас противиться истине? (Гал.3:1). Разве изменилась Церковь? Разве прекратилось священство? Разве Церковь не пребудет до Судного дня, и врата ада, — по словам Господа, — не одолеют ее (Мф.16:18)? Неужели Христос Господь уже оставил Свою Церковь, которую Он искупил драгоценною Своею Кровию? Неужели Он солгал, сказав: Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28:20)? Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мф.24:35), — а вы, окаянные, говорящие, что Церковь уже не Церковь, считаете слова Господни ложью! Кому лучше верить: вам или Христу Господу?..

Вы же, правоверные и православные христиане, боголюбивые чада Церкви Христовой, верные и истинные рабы Господни, остерегайтесь тех соблазнительных бесовских птиц, вылетающих из Брынского гнезда и воровски здесь скрывающихся, и соблазняющих тех заблудших безумных людей, которые скрывают их у себя в подпольях, не зная закона Божия и истинного пути, и для которых кончиной будет погибель, от коей да избавит нас Христос Господь милосердием Своим.
Аминь.

Святитель Димитрий Ростовский
Произнесено к простому народу в Ростове
(в сокращении)

Написать комментарий