Не упивайтесь вином...

Не упивайтесь вином...

Святитель Тихон Задонский писал: «Пьянство бывает виной многих и тяжких грехов. Оно порождает ссоры, драки с последующими кровопролитиями и убийствами, сквернословие, кощунство, хулу, досады и обиды ближним. Оно приучает лгать, льстить, грабить и похищать, чтобы было чем удовлетворить страсть. Оно разжигает гнев и ярость. Оно приводит к тому, что люди валяются в грязи, как свиньи в болоте, – словом, делает человека скотом, словесного – безсловесным, так что не только внутреннее состояние, но и внешний человеческий вид часто изменяется…»
Почему же многие люди губят свое здоровье и душу, не переставая употреблять алкоголь, и как с этим бороться, мы попросили рассказать священника Андрея Артемьева, клирика Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
 
– Отец Андрей, каково отношение Православной Церкви к употреблению спиртного? В каких случаях это допустимо, а в каких – является грехом?
– Православная Церковь не запрещает употреблять алкоголь, но предостерегает от неумеренности, которая приводит человека практически ко всем грехам. Святой апостол Павел говорит: Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5, 18). Блаженный Феофилакт Болгарский в толковании на эти слова апостола пишет: «„И не упивайтесь вином". И еще обуздывает гнев, потому что и неумеренность в вине делает гневливыми и дерзкими. А что порицает неумеренность, это ясно: ведь не сказал: не пейте, но: не упивайтесь. Но пьянство происходит от неумеренности, так как умеренное употребление вина доставляет и здоровье (как сам апостол говорит в послании к Тимофею – см.: 1 Тим. 5, 23), и веселье, как свидетельствует Давид (см.: Пс. 103, 15). И Писание к тому же говорит (Притч. 31, 6): „Дайте вина огорченному душою", то есть увеселение находящимся в скорби. Ибо оно смягчает огорчение и тоску. Посему и Бог создал наши тела умеренными, чтобы они довольствовались немногим и стремились к другой жизни.
„От которого бывает распутство" (ασωτια). То есть неумеренное употребление. Ибо пьянство не здоровье приносит, но губит не только тело, но и душу. Это и значит ασωτια – трата здоровья. Или же словом aswtia, в простонародном его употреблении, обозначает здесь плотскую невоздержанность. Ибо от пьянства происходит разврат».
Таково церковное учение о данном предмете. Однако нельзя не учесть следующий практический момент. Вино, о котором говорится в Священном Писании и у Святых Отцов, по своему составу сильно отличается от современной алкогольной продукции. Говоря о вине, святые главным образом подразумевали напиток, получаемый из винограда. Подавляющего же большинства нынешних спиртных напитков в те времена не существовало. А если бы они существовали, то, думается, Святые Отцы не одобрили бы их употребление.
 
– Батюшка, а как охарактеризовать алкогольную зависимость с духовной точки зрения? В чем причины ее возникновения и развития? Как ее избежать?
– Алкоголизм – это страсть. Что касается причин, бывает, что даже верующему человеку Господом попускается впасть в пьянство за гордость, когда он осудит какого-нибудь пьяницу. Такое может случиться и в том случае, если по самонадеянности верующий человек возьмется за подвиги, превышающие его силы. Я знаю женщину, которая очень усердно молилась за подругу, скончавшуюся в запое. В результате ее саму неожиданно стало тянуть к алкоголю, хотя раньше она никогда не употребляла спиртного. Слава Богу, она вовремя опомнилась и оставила этот непосильный молитвенный подвиг. После этого и тяга к выпивке прекратилась. Еще немалую роль играет наследственность. У детей пьющих родителей при употреблении алкоголя зависимость от него развивается в несколько раз быстрее, чем у других.
Вообще Святые Отцы пишут, что каждый из нас имеет в себе семена всех страстей. И если пока мы к чему-то не пристрастились, в какой-то грех не впали, то это не потому, что мы такие сильные или добродетельные, а потому что Господь нас хранит. И следует всегда беречься и не надеяться на свои силы, т. е. быть смиренным. А подлинное смирение можно стяжать только в Православной Церкви. Следовательно, главная причина появления страсти – неверие человека. Соответственно, чтобы предохранить себя от пристрастия к алкоголизму, надо по-настоящему воцерковляться.
 
– Как Вы считаете, почему пьют, в частности, люди в России? Является ли сегодня алкоголизм серьезной проблемой в нашей стране или, может быть, ничего не изменилось: как раньше пили, так и теперь?
– Так, как сейчас, люди в России не пили никогда. Активная алкоголизация началась после Великой Отечественной войны, а достигла своего апогея во время перестройки. И при советской власти жизнь была нелегкой, а сейчас она стала еще сложнее. Человек постоянно испытывает сверхнагрузки. В результате ему хочется забыться, расслабиться. А алкоголь позволяет сделать это быстро. Выпил – и забыл обо всем. К тому же и наши враги постарались реализовать план Гитлера, чтобы в каждом населенном пункте России работал магазин или ларек, продающий водку. Третьим компонентом алкоголизации нашей страны, по моему мнению, является влияние алкогольного лобби, которое финансирует рекламу алкоголя, продвигает законы, благоприятствующие его распространению, а также блокирует научные и информационные программы, направленные на отрезвление русского народа.
 
– С чем, на Ваш взгляд, связан рост алкоголизма среди детей и молодежи?
– В первую очередь с дурным примером взрослых. Есть семьи, в которых приучают к алкоголю с детства, например, через употребление шампанского. Есть коллективы, в которых все пьют. И если человек хочет жить и работать в таком коллективе, ему приходится принимать его правила. По телевизору регулярно идут сериалы и фильмы, в которых героизируются алкоголики или, по крайней мере, положительные герои и героини всегда выпивают. То же самое касается и многих певцов и актеров. А молодежь всегда стремится быть похожей на своих кумиров. Эти факторы, помноженные на отсутствие религиозного воспитания, создают предпосылки роста алкоголизма среди детей и молодежи.
 
– Как нужно относиться к так называемому кодированию от алкоголизма?
– Кодирование – метод относительно новый, недавний. У Святых Отцов он не упоминается. Но современные нам старцы утверждают, что с кодированием человеку дается нечистый дух, который удерживает его от одной страсти и погружает в другие. И бывает для человека того последнее хуже первого (Мф. 12, 45).
 
– Как Вы считаете, может ли пьющий человек сам, своими силами избавиться от алкогольной зависимости?
– У меня есть знакомый, человек неверующий, который раньше сильно пил и в состоянии алкогольного опьянения буянил, и даже за это два года отсидел в тюрьме. Потом у него случился инфаркт, и врачи предупредили: «Алкоголь для тебя – смерть». После этого он бросил пить. И другой знакомый тоже сильно пил. Но когда у него резко ухудшилось здоровье, он прекратил употреблять спиртное. Второй не отвергает Бога, но он – человек невоцерковленный. Потому думаю, что избавиться от алкоголизма неверующему можно только в случае смертельной опасности, хотя и событиями жизни, здоровьем и болезнями руководит Бог. Потому и в этих случаях нельзя говорить только о собственных силах человека. Однако это исключительные примеры, а обычно избавляются от алкоголизма, как показывает практика, при прямом обращении к Богу с молитвой об исцелении, при воцерковлении.
 
– А были ли в Вашей пастырской практике случаи, когда человек, обратившись к Богу, придя в Церковь, с Божией помощью полностью избавлялся от пристрастия к алкоголю?
– У меня есть друг, который в молодости сильно пил. Потом, под влиянием скорбей, болезней и жизненных потрясений, он уверовал в Бога и начал воцерковляться. И церковная жизнь для него стала хорошим подспорьем в борьбе с алкоголизмом. «Когда я узнал, что в Церкви есть посты, то обрадовался, – рассказывал он мне впоследствии. – Это же можно полгода не пить!» И он начал с того, что в постные дни отказывал себе в употреблении алкоголя. То же самое и в многодневные посты. А потом Господь послал ему еще некоторые скорби в семейной жизни, связанные с алкоголем, и он окончательно оставил спиртное, с помощью Божией совсем избавился от алкогольной зависимости.
 
– Как православный христианин или христианка может помочь своим ближним, страдающим от алкогольной зависимости? Что делать, куда идти, кому и как молиться?
– Идти нужно, конечно же, в храм, молиться за ближнего. Молятся в этой беде чаще всего перед иконами Божией Матери «Неупиваемая Чаша», «Нечаянная Радость», «Взыскание погибших», просят о помощи святого мученика Вонифатия и святого праведного Иоанна Кронштадтского, имеющих от Бога благодать помогать страждущим от алкогольной зависимости. По благословению священника хорошо читать по сорок и больше дней акафисты Божией Матери и этим святым, заказывать молебны.
Также хорошо за таких людей заказывать поминовение на Неусыпаемой Псалтири, которая читается обычно в монастырях. А блаженной памяти старец Николай Гурьянов женам пьющих мужей советовал келейно молиться царскому другу старцу-мученику Григорию Распутину, говоря, что он скорый помощник в таких скорбях.
 
– Какие меры по борьбе с алкоголизмом, на Ваш взгляд, необходимо предпринять в нашей стране на государственном уровне?
– В 1914 году святой Царь-Мученик Николай II ввел в России сухой закон, и этот опыт положительно сказался на здоровье русского народа, приросте населения и снижении преступности. Добрый пример есть. Осталось ему последовать.
 
– А на уровне Церкви? Должна ли Церковь апеллировать к государству, к властям, требовать принять меры по борьбе с разгулом безнравственности и пороками в обществе?
– Церковь может обращаться к властям, но послушают ли они ее? Сейчас власти подчеркивают свою равноудаленность от всех религий. А что в силах Церкви, так это возрождение движения трезвости.
Инициатором и основоположником этого движения был в свое время подвижник на ниве народного образования и просвещения Сергей Александрович Рачинский. Этот высокообразованный и глубоко верующий человек основал в своем деревенском имении Татево школу для крестьянских детей и всю жизнь посвятил их воспитанию в Православной вере. Наблюдая за своими воспитанниками, некоторые из которых впоследствии стали священнослужителями, он однажды увидел своего любимого ученика пьяным. И это послужило толчком для создания им общества трезвости. Сначала Рачинский основал такое общество при своей школе. Он сам и его ученики после молебна преподобному Сергию дали в храме перед иконами торжественный обет целый год не прикасаться к спиртному. На следующий год по желанию этот обет был повторен и к нему присоединились многие новые лица. Сведения об этом обществе проникли в печать, после чего началось широкое обсуждение. А в 1889 году Сергей Александрович напечатал в «Церковных ведомостях» призыв образовывать на приходах общества трезвости, в котором приводил ряд советов, как их лучше устроить. Это начинание нашло многих подражателей, и постепенно в каждой епархии появились такие общества. Рачинский также вел обширную переписку со студентами Казанской духовной академии, в которой отразил свои идеи по борьбе с алкоголизацией России. Эти письма были изданы до революции. Их можно было бы переиздать. Это был бы хоть и небольшой, но реальный труд на пользу Церкви, для спасения своей души и во благо нашего родного русского народа.
 
Беседовал 
Виктор ЗАРЕЧНЫЙ
 

Написать комментарий