БЕЗЗАКОННИКОВ ОЖИДАЕТ КАЗНЬ

БЕЗЗАКОННИКОВ ОЖИДАЕТ КАЗНЬ

Почему сожжен Содом?
 Аще обрящутся, говорит (Господь), десять праведников, ради их всем дарую прощение грехов. Итак, не правду ли я сказал, что все это происходило с целию — не оставить никакого предлога к нареканию тем, которые стали бы безстыдно рассуждать (об этих событиях)? Ведь есть много безумцев, имеющих язык необузданный, которые хотят порицать (суд Божий), и говорят: „почему сожжен Содом? Они, может быть, и покаялись бы, если бы им оказано было долготерпение".

Поэтому-то Бог и показывает такое умножение зла, и такое оскудение добродетели в таком множестве людей, что нужен был второй такой же потоп, какой прежде покрыл вселенную. Только в виду обетования Божия, что такое наказание уже не повторится, Бог употребляет теперь другой роль казни, вместе и содомлян подвергая наказанию, и всем последующим родам подавая в том всегдашний урок.

 Они извратили законы естества, вымыслили странное и противозаконное смешение. Поэтому и Бог навел на них необычайный род казни, за беззаконие их и самые недра земли поразив, и оставив постоянный памятник для последующих поколений, чтобы они не отваживались на подобные дела и той же казни не подвергались.
Желающий может посетить эти места, и видеть эту землю, так сказать, вопиющую и являющую на себе следы казни: чрез столько лет так очевидно открывается на ней гнев (Божий), как будто казнь поразила ее только вчера или сегодня утром.

Поэтому, умоляю, вразумимся примером других, видя казнь, их постигшую. Но, может быть, иной скажет: что же это? Если они так наказаны, то разве нет ныне многих, беззаконнующих одинаково с ними, и однако ж не подвергающихся наказанию? Может быть, но за то еще тем большая казнь ожидает таких беззаконников.
Конечно, если мы ни тем, что постигло содомлян, не вразумляемся, ни долготерпения Божия не обращаем в пользу себе, то подумай, во сколько раз сильнее воспламеняем мы сами для себя будущий неугасимый огнь, и сколь лютого готовим себе червя!

А с другой стороны, есть и ныне, по благодати Божией, много людей добродетельных, которые, как тогда праотец, могут умилостивлять Господа, и если мы, смотря на самих себя, и видя собственную нашу безпечность, справедливо признаем (в мире) великое оскудение добродетели, то за добродетели этих людей Бог и прочим показывает долготерпение.
А что дерзновение таких людей действительно бывает для нас причиною долготерпения Божия, убедись из того, что в этой самой истории говорит Бог праотцу: Аще обрящу десять праведных, не погублю града.


 И что я говорю — десять праведных? В Содоме не нашлось никого свободного от беззакония, кроме одного Лота праведного и двух его дочерей. Жена его, быть может, ради его избежала казни в городе, но за свое нерадение подверглась наказанию впоследствии.


 Ныне, по неизреченному человеколюбию Божию умножились дела благочестиями в городах найдется не мало людей, могущих умилостивить Бога; другие же скрываются в горах и пещерах. И добродетель этих людей, хотя бы и не многих, может покрыть грехи многих, — потому что велика благость Господа, и Он часто, ради немногих праведных, благоволит даровать спасение многим.

Но что я говорю — ради немногих праведных? Часто, когда не находит ни одного праведника в настоящей жизни, Он умилостивляется над живущими ради добродетели умерших, и возглашает так: защищу град сей  мене ради, и Давида ради раба моего (4 Цар. XIX, 34). Хотя они, говорит, и недостойны спасения, и ничем не заслуживают избавления от напасти, но как свойственно Мне оказывать человеколюбие, и как Я всегда готов миловать и избавлять (людей) от бед, то ради Себя самого и Давида раба Моего сотворю им спасение.


 Таким образом этот муж, за столько лет прежде преставившийся из этой жизни, делается виновником спасения для людей, погибавших от собственной безпечности. Видишь ли человеколюбие Господа, как Он чтит мужей, сияющих добродетелию, как предпочитает и противопоставляет их всему множеству прочих людей? Поэтому и Павел сказал: приидоша в милотех и козиях кожах, лишени скорбяще, озлоблени, ихже не бе достоин мир (Евр. XI, 37, 38). Весь этот мир, говорит он, со всею вселенною, не имеет равной цены с теми, которые ради Бога проводят жизнь в скорбях, в озлоблениях, в наготе, в  скитальчестве, или в пещерах.

 

Из проповеди Святителя Иоанна Златоуста

 

Написать комментарий