Благотворное влияние христианской веры на земное благосостояние

Благотворное влияние христианской веры на земное благосостояние

Еп. Виссарион Нечаев. Поучение в 8-ю неделю по Пятидесятнице.
В сегодняшнем евангельском чтении содержится повествование о чуде насыщения пяти тысяч народа пятью хлебами и двумя рыбами (Матф. 14, 14-22).
Это чудо совершенó было Иисусом Христом поздно вечером, после того как народ напитан был духовною пищею — словом Божиим, для слушания котораго он собирался в огромном количестве вокруг Иисуса Христа. Слово Христово производило столь сильное впечатление на слушателей, так увлекало их, что они не чувствовали утомления, как бы ни была продолжительна проповедь Христова, и готовы были не только днем, но и ночью слушать Его. Но милосердый Иисус Христос, насыщая души жаждущия Его слова, не забывал и телесных потребностей сопровождавшаго Его народа. Когда ученики попросили Его распустить народ, чтобы все пошли в селения и купили себе пищи, Христос чудесным образом напитал их пятью хлебами. Не только все насытились, но еще набрали оставшихся кусков двенадцать полных коробов.
Этот частный случай показывает, что христианская вера удовлетворяет не только духовныя потребности, но и телесныя, заботится не только о спасении души, но вместе о внешнем благосостоянии, не только указывает путь в Царство небесное, но вместе благоустрояет земную жизнь. Напрасно некоторые недовольны христианством за то, что оно будто равнодушно относится к земному благополучию и ничего не делает для уничтожения бедности и нищеты. Это неправда. Несомненно то, что она не вмешивается непосредственно в дела сего мира, не учит тому, как вести хозяйство, как наживать деньги, не знакомит с учеными способами земледелия, с промышленностию и торговыми оборотами. Но устраняя от себя все подобныя заботы о внешнем благосостоянии, христианская вера споспешествует ему тем, что указывает путь к сему в исполнении евангельских заповедей. Ищи́те прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам (Матф. 6, 33). Так сказал Христос, обнадеживая искателей Царства Небеснаго тем, что они ничего не потеряют в земных делах, что Господь за их труды духовные вознаградит довольством в телесных нуждах, так что им не нужно будет изнурять себя заботами о земном, не нужно будет говорить: чтó нам есть, или чтó пить, или во чтó одеться? Господь Бог все это даст в такой мере, сколько нужно для того, чтобы удовлетворены были насущныя потребности. Для удовлетворения их не требуется очень много. Иное дело потребности, иное прихоти. Прихоти требуют очень многаго для своего удовлетворения, требуют роскоши в пище, в одежде, во всем. Все это прихоть и приобретается очень дорогою ценою и часто неимоверными усилиями достать нужныя для того средства. Ничего подобнаго не знает человек, ведущий скромную жизнь: пищи для него нужно столько, чтобы с голоду не умереть, одежда ему нужна для прикрытия наготы и для теплоты тела. Это имеет в виду апостол, когда говорит: имея пропитание и одежду, будем довольны тем(1 Тим. 6, 8). Прихоти ненасытимы, но насущныя потребности легко могут быть удовлетворяемы, и для удовлетворения их требуется несравненно меньше труда, чем для удовлетворения прихотей. И в этом отношении христианская вера оказывает величайшую услугу человеку в деле его внешняго благосостояния. Она враг всякаго рода житейских прихотей. Она устами Христа Спасителя научает нас молить Отца небеснаго только о насущном хлебе, а не о роскошной и обильной пище. Она осуждает пристрастие к земным стяжаниям, доходящее до забвения о благах небесных. Она возстает против излишней заботливости об одежде, ибо как бы ни была великолепна одежда, она не превзойдет красотою полевыя лилии. Она преследует повоздержание в пище и питии, чревоугодие, унижающее до скотоподобия, особенно пристрастие к горячительным напиткам. Она осуждает праздность, которая есть мать не только пороков, но и нищеты; она облегчает труды для приобретения необходимаго в жизни, строго требуя исполнения заповеди о воскресном и праздничном покое.
В наше время многие выражают недовольство по поводу неравенства в распределении земных благ: одни слишком богаты, другие слишком бедны; одни наживают огромное состояние, пользуясь услугами рабочих людей за самое скудное вознаграждение; другие, находясь в полной зависимости от хозяев, на которых работают, лишены возможности поправить свое положение и прибегают к незаконным средствам, чтобы заставить хозяев увеличить плату за их работу. Отсюда происходят стачки, рабочие прекращают работы на фабриках, на заводах, производят различные безпорядки, чтобы сделать вред хозяевам; для усмирения их призывается иногда военная сила, и совершается кровопролитие. Говорят, что все это в порядке вещей, что бедные, бунтующие против богатых, поступают справедливо, что в настоящее время и не может быть иного способа для уравнения людей в пользовании земными благами кроме насилия, что насилие есть извинительное условие для установления права пользования земными благами, что собственность, сосредоточенная в немногих руках, есть кража. Нет сомнения, что это учение, имеющее не мало защитников не только в западной Европе, но и у нас в России, ничего не имеет общаго с учением христианским. Христианское чувство конечно возмущается тем, что люди богатые притесняют бедных, наживаются на их счет, а сами ничего для них не делают, от избытков своих ничего им не уделяют, или крайне скупо награждают их за услуги. Но как бы ни было возмутительно такое отношение богатых к бедным, истинный христианин никогда не одобрит насильственных мер для противодействия этому злу. Христианская вера указует другое, более действительное средство для сего противодействия. Она проповедует о любви к ближним, научаеть взирать на них, как на братьев по духу во Христе Иисусе и потому принимать живейшее участие в их нуждах. Кто дышет этою любовию, тот всегда готов добровольно делиться с ближними своим достоянием. Его не нужно принуждать к благотворению. Он приходит с помощию не только к тем, кто просит его о ней, но и к тем, которые по робости, по стыдливости, по опасению обезпокоить вас напоминанием о своих нуждах, молча переносят свою жалкую участь. Сострадательная христианская любовь, не дожидаясь от них просьбы, сама простирает к ним предупредительную руку помощи, подражая Отцу небесному, который говорит: обретохся не ищущим Мене, явлен бых не вопрошающим о Мне (Рим. 10, 20). И если бы все христиане поступали единственно по братской любви, в обществе христианском не было бы того неравенства в распределении земных стяжаний, которое многих возмущает и дает им повод сочувствовать учению социалистов и коммунистов о насильственных мерах для уничтожения этого неравенства. Какую силу имеет христианская любовь в делах благотворения, о том свидетельствуют безчисленные примеры. Не говоря о частной благотворительности, укажем на благотворительность общественную в ея многообразных видах: на школы, на приюты для стариков, для вдов и сирот, для слепых и глухонемых, на больницы, на дома трудолюбия, на учреждения для удовлетворения многих других нужд семейных, общественных, церковных. Только одна христианская вера могла создать подобныя учреждения. Ничего подобнаго мы не встречаем в древнем языческом мире. На почве языческой могли возникнуть общественныя бани, амфитеатры, цирки, водопроводы, но не были известны приюты для безпомощных. Христианская вера располагает к разнообразнымь благотворениям не только учением о братской любви, по смыслу котораго все мое есть твое, но вместе усиленными напоминаниями о тленности земных благ, о греховности и пагубности пристрастия к ним, о значении благотворений, как одолжении Самому Христу, по Его словам: понеже сотвористе единому от братий Моих меньших, Мне сотвористе (Матф. 25, 40).
Итак несомненно, что христианская вера споспешествует не только спасению души, но вместе земному благосостоянию. Будем крепко помнить, что христианское благочестие, по слову Апостола, на все полезно, ибо с ним соединено обетование не только живота вечнаго, но и настоящаго (1 Тим. 4, 8). 
Источник: Поучения, говоренныя в Костроме в 1897 году Епископа Виссариона. — М.: Университетская типография, 1899. — С. 152-156. 

Написать комментарий