Отец игумен имел дух смирения

Отец игумен имел дух смирения

Есть книга где описывается первое впечатление автора от преподобного оптинского старца Анатолия (Потапова). В момент торжественной встречи чудотворной иконы Калужской Божией Матери, когда крестный ход с прославленным образом уже направился к Оптиной пустыни, иеромонах Вениамин вдруг заметил, что многие люди поспешно отделяются от общего потока и устремляются вправо, образуя плотный сгусток вокруг кого-то. К этой группе подошёл и он. «Протискавшись немного к центру толпы, я увидел, что все с умиленной любовью и счастливыми улыбками смотрят на како го-то маленького монаха в клобуке, с седенькой, нерасчёсанной, небольшой бородкой. И он тоже всем улыбался немного. Толпа старалась получить от него благословение. И я увидел, как вокруг этого маленького старичка всё точно светилось и радовалось». Это и был старец о. Анатолий. «Сколько радости, любви и ласки изливалось от его лика на всех смотревших на него в оптинском лесу, на солнечной прогалине!» - вспоминал автор, заключая, что через святого батюшку светилось Солнце Правды, Христос Бог наш, и люди грелись и утешались в этом свете.
Вся эта сцена из прочитанного живо встала передо мной, когда я однажды наблюдал выходившего из храма после литургии духовника Спасо-Прилуцкого монастыря сми ренного игумна Гурия. Был обычный будний день, прихожан в монастыре было немного, служба окончилась, и человек пять женщин в возрасте, явно духовных чад отца игумена, как я отметил про себя, стояли у входа в подклетный храм во имя преподобного Димитрия Прилуцкого. Наконец батюшка, благообразный, беловласый, вышел из церкви. Чада буквально облепили его, а он, сияя небесно-голубыми глазами и счастливой улыбкой, размашисто осенял их крестным знамением. И они радовались, как дети, этой искренней любви доброго пастыря, любви, родившейся, думается, от лицезрения этих христианских душ, стремящихся ко спасению.
Первый раз о. Гурия, тогда ещё иеромонаха, я увидел 1 июня 1995 года, в праздник Вознесения Господня, когда приехал в Прилуцкий монастырь исповедоваться в грехах. День был не солнечный. Служба проводилась в надвратной Вознесенской церкви. Прямо посреди небольшого помещения храма, у столпа, о. Гурий принимал исповедь. Я немного смущался и близостью стоявших вокруг людей, и тем, что этот батюшка, как мне сказали, глуховат, а значит, придётся говорить достаточно громко. Но каяться было нужно, и я был готов принять любую наложенную священником епитимию.
О. Гурий внимательно выслушал исповедь, ничего не сказал и, к моему удивлению, епитимий не дал. Чувства облегчения, радости и благодарности наполнили мою душу...
Кусочек из мозаики памяти: тогдашний мой приятель рассказал с чьих-то слов об о. Гурии, что тот проводил в монастыре отчитку болящей женщины, и из её рта выскочила не то «ящерица», не то «лягушка», сейчас уже точно не помню...
Весной 1996 года в кругу моего общения как-то зашла речь о нём. Друзья мои в один голос сказали, по личному опыту, что этот батюшка на исповеди помогает каяться, подсказывает людям их грехи. Тихая, смиренная девушка рассказала, как её удивил следующий случай. Во время исповеди она затруднялась сформулировать какой-то грех. Не будучи обозначенным словом, грех расплывался, ускользал из сознания. Но о. Гурий по наитию сразу точно ей его назвал: «Так это то-то?»
В сентябре 1996 года мне привелось поступить в Вологодское духовное училище на отделение ставленников, которые учились и жили в помещениях Спасо-Прилуцкого монастыря. Здесь я ближе узнал этого добросердечного и духовного священника.
Неоднократно в первый год обучения мне приходилось выполнять послушание пономаря в алтаре монастырского храма. Литургия в будни начиналась в 7 часов утра, и чаще всего в эти мои «дежурства» службу совершал о. Гурий. Мне нравилось помогать ему при служении. Его мирность, доброе отношение, приветливая улыбка располагали сердце к нему. Помню, он спрашивал меня о моей семье, верующие ли родители, и это было искренне, от сердца пастыря, думавшего лишь о спасении людей.
Во время проскомидии он всегда вынимал множество частичек, и просфоры были в два-три ряда опоясаны крошечными ямками. Помянув своих присных, он быстро взглядывал на меня. Я подходил, называл имена родных, и он скоро вырезывал частицы.
Однажды, когда я ещё не вполне освоился с обязанностями пономаря, у меня возник какой-то вопрос, и я, безбоязненно подойдя к нему, священнодействовавшему у св. престола, открыл было рот. О. Гурий сразу «шикнул» на меня. Конечно, мне надо было быть внимательней. В конце службы он объяснил: «Никогда не подходи к священнику, когда он причащается, это нельзя». Но в том-то и дело, что, прежде чем так подойти к любому другому иерею, я бы основательно подумал, а с ним было просто, потому что чувствовалась его теплота.
Порою его поведение походило на юродство. Как сейчас вижу: идёт отец игумен от жертвенника ко престолу, возложив на голову Святое Евангелие и, слегка постучав им по темечку, говорит мне со светлой, блаженной улыбкой: «Я вот молю Бога, чтобы Он мне ума побольше дал». Как же сейчас мы все, христиане апостасийных времён, нуждаемся в Божественном просвещении, вразумлении!
Он был учительным, несмотря на свою простоту и не книжность. Бывало, в монастырской трапезной, после ужина и молитв на сон грядущим, прочитанных вслух учинённым чтецом, он выходил вперёд и обращался к присутствовавшим - нам, учащимся ставленнического отделения, насельникам монастыря, трудникам - с пастырским наставлением. Полутьма, горит только один светильник у центрального столпа, где только что звучал мерный голос чтеца, да мерцают красные лампадки у образов. Люди стоят тихо, боясь нарушить мирную атмосферу, и почтительно слушают проникновенное слово батюшки. Темы были разными, но всегда это было от чистого сердца, желавшего всем спасения души, и всегда воспринималось с интересом. Помню, о. Гурий рассказывал, как он служил в деревне Ламаниха, в церкви святителя Николая Чудотворца. В то время к нему в руки попала книжечка «Молитвенник к Богу усердный», посвящённая подвигам и чудесам праведного иерея Александра Баданина. Житие ревностного вологодского старца очень повлияло на о. Гурия. Он говорил нам в тот раз, как постился праведник, пересказывал его слова о том, что человеку полезно есть хренок, капусту, редьку, лук, и то в умеренном количестве. Иногда он обращал внимание слушавших на такие грехи, о которых многие люди и не задумываются.
В одной из таких вечерних бесед о. Гурий сказал: «Мне вот Господь дал кое-что, вот я и стараюсь людям помогать». Это было сказано в простоте сердца. Конечно, слова эти, если взять их отдельно, вне той обстановки, могли привести в недоумение: какой монах, даже если он и получил духовное дарование от Господа, станет об этом всем говорить? Не от «духа лестча» ли сие? Но этим словам верилось, и верилось потому, что их сопровождала обильная благодать, идущая от его сердца к слушателям. Ласковая теплота Божией благодати через задушевную речь седовласого игумена окутывала сердца людей, и потому-то так тихо, даже благоговейно, ему внимали, хотя многих насельников ждали послушания. Позднее о. Гурий перестал ходить на вечернюю трапезу.
Учил он тому, как нужно правильно совершать крестное знамение. Не раз я видел, как он показывал кому-нибудь способ совершения образа креста: крепко сжав персты правой руки, о. Гурий с силою быстро припечатывал их к необходимым местам, причём особое внимание уделял наложению троеперстия на чрево, - чтобы нижняя перекладина креста не была слишком короткой, - и на левое плечо, - обязательно сверху него. Если ставить пальцы на само плечо, объяснял он, то бес, пребывающий за левым плечом христианина, отлетает. С великим терпением отец игумен показывал этот способ крещения всем и каждому.
Большое влияние на него оказало учение о крестном знамении блаженной Пелагеи Рязанской (или Захаровской), наставления которой были впервые опубликованы в газете «Жизнь вечная» в марте 1996 года. В словах слепой прозорливой старицы он нашёл подтверждение своих заветных мыслей об этом. Там, в частности, было сказано: «Я знаю один такой случай, когда слепенькая Пелагея стала креститься и немного не донесла руку до плечевого сустава, а попала в ямку, то я хорошо помню, как она каялась! Она говорила, что большинство священства этого не понимают, за что и пойдут в ад! Крест - есть символ победы над диаволом!» Мне и сейчас слышится негромкий, с глушинкой, голос отца игумена, повторяющего слова блаженной старицы Пелагеи о том, что «при правильном сложении перстов из них исходит огонь», и когда мы наносим на себя крестное знамение, в этом огненном кресте сгорает всё дурное и нечистое.
Многие простые люди с верою воспринимали слова смиренного пастыря и крестились с большим усердием. Весной 1997 года прихожане храма Прилуцкого монастыря и других вологодских церквей стали невольно обращать внимание на то, что иные молящиеся крестятся несколько необычно и даже опускают пальцы на плечи с некоторым шумом. Ничего страшного, конечно, в этом не было, однако отдельные люди и даже священнослужители поспешили осудить о. Гурия за такое учение.
Если обратимся к Святым Отцам, то увидим, что они придавали крестному знамению большое значение. Святитель Кирилл Иерусалимский: «Да не стыдимся исповедовать Распятого; с дерзновением да изображаем рукою знамение Креста на челе и на всём: на хлебе, который вкушаем; на чашах, из которых пьём; да изображаем Его при входах, при выходах, когда ложимся спать и встаём, когда находимся в пути и отдыхаем. Он великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда. Ибо это благодать Божия: знамение для верных и страх для злых духов». Святитель Иоанн Златоуст: «Когда знаменуешься крестом, подумай о великой силе креста и угаси ярость и все прочие страсти. Когда знаменуешься крестом, пусть чело твое будет исполнено дерзновения, и душа свободна. Крест должно изображать не просто перстом, но прежде этого произволением, соединённым с сильною верою. И если ты так изобразишь крест на лице твоем, ни один из нечистых духов не может близ тебя стать, потому что он увидит меч, который причинил ему смертную рану. Ибо, если мы, видя места, где казнят осуждённых, приходим в ужас, то подумай, как будут страдать диаволы и бесы, видя оружие, которым Христос разрушил всю их силу, отсёк и главу змиеву. Не стыдись столь сильного креста, чтобы тебя не постыдился Христос, когда придёт со славою Своею и когда пред Ним явится знамение светлее лучей солнечных». Блаженный Августин: «Крестным знамением освящается Тело Господне, освящается источник крещения, поставляются как пресвитеры, так и другие церковные степени, и знамением Креста Господня, с призыванием имени Христова, всё очищается и освящается».
В старинной книге «Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским», ныне переизданной, дана впечатляющая картина русской религиозной жизни того времени. Среди прочего, там говорится и о крестном знамении москвитян. «Что касается их крестного знамения, -свидетельствует архидиакон Павел, - то достаточно назвать его московским, - оно совершается ударом пальцев о чело и плечи. Так же поступают их мальчики и девочки, ибо вскормлены молоком веры и благочестия. Как они умеют, будучи маленькими, творить такое крестное знамение?! Как умеют кланяться присутствующим?! А мы не умеем креститься подобно им, за что они насмехались над нами, говоря: «Почему вы проводите каракули на груди, а не ударяете пальцами о чело и плечи, как мы?» Мы радовались на них. Какая это благословенная страна, чисто православная!»
В житиях некоторых святых нового времени находим немаловажные детали. Как пишет в своих воспоминаниях З.В. Жданова, у блаженной Матроны Московской на лбу была ямка от пальчиков, от частого крестного знамения. «Крестилась она медленно, усердно, пальчики искали ямку». Современник Матроны преподобный старец Кукша Новый, согласно его житию, «с таким усердием всегда молился Богу, что на его высоком восковом лбу было синее пятно от положения крестного знамения».
Благословлял о. Гурий также истово, обязательно прикасаясь пальцами к телу верующего, ставя их весьма твёрдо, точно «запечатывал» благословляемого. У того же Павла Алеппского находим один эпизод из путешествия патриарха Антиохийского Макария: «Наш Владыка Патриарх благословил его (русского воеводу) крестообразно, по тому обычаю, как благословляют у московитов, ... благословение человека архиереем издали им неизвестно, он должен их стукнуть пальцами». Такое благословение о. Гурия производило на людей глубокое впечатление, особенно если учесть, что благословлял он всегда с доброй улыбкой и неподдельной любовью.
Игумен Гурий учил прибегать к святой воде, в особенности, к воде крещенской. Всю пищу, говорил он, перед едой следует окроплять этой водой. Как-то он послал в келью к нам, ставленникам, большую коробку чая и стеклянную банку с крещенской водой, чтобы мы добавляли её к чаю. Чадам он советовал иметь при себе бутылочку со святой водой.
Будучи в монастыре, он попытался установить традицию совершения древнего чина освящения воды при помощи святого копия, из Требника. В храм доставляли одну-две алюминиевых фляги с водой, два человека подтаскивали их к солее. Из диаконской двери (точнее, из-за занавеси, ибо двери в то время ещё не было) выходил о. игумен и, читая молитву, крестообразно погружал копие в воду. Потом эту воду разбирали его духовные чада. Кроме него, никто из священников так не делал.
Наиболее важным в учении о. Гурия является предостережение православным христианам о великой опасности для души принятия идентификационных компьютерных номеров и карточек. В 1996-1997 годах он говорил, что не следует получать медицинские полисы, не нужно было брать и приватизационные «ваучеры», а кто взял, - таковому необходимо в данном грехе покаяться. Многим это казалось странным, спорным, даже смешным, а вот духовные чада своему батюшке верили. Три года спустя он советовал чадам написать три заявления с отказами от цифровых идентификаторов личности - в медицинскую страховую организацию, в пенсионный фонд и в налоговую инспекцию - и послать их заказными письмами с уведомлением о вручении. Вам пришлют в ответ, объяснял он, три бумаги, их-то вы и покажете Господу, когда предстанете пред Ним. «Самое главное сейчас, - говорил о. Гурий, - не принять ИНН». По его благословению среди верующих распространялись ксерокопированные листочки и брошюры, где наглядно показывалось, насколько пагубно действуют на христианскую душу различные коды и карточки. Сегодня стало видно, что предупреждал он всех вовремя, как вовремя ему было об этом открыто свыше.
Из мозаики памяти. Кто-то из монастырских рассказал мне, что о. Гурию было явление преподобного Димитрия Прилуцкого. Я нисколько не удивился тогда. Из насельников монастыря того времени святой первоигумен обители мог прийти, пожалуй, только к нему. В последний год своей жизни батюшка Гурий питался по большей части просфорами и святой водой, что приводит на память житие преподобного Димитрия.
О том, что о. Гурий молится по ночам, можно было догадаться по косвенным признакам. Келья его находилась на первом этаже монастырского корпуса, прямо под комнатой, где жили ставленники первого класса. Ровно в 12 часов ночи из мелких трещин на полу возле печки начинали куриться маленькие сизые дымки: отец игумен затапливал свою печь. Однажды мне довелось «пономарить» на вечернем богослужении, совершаемом о. Гурием. Батюшка пришёл, по-видимому, очень усталый, во время чтения кафизм он присаживался на сиденье возле Царских врат и задрёмывал, прикрыв глаза. Я старался его не безпокоить, но, когда наступило время произнести возглас, тихонько потряс его за плечо и поднёс к его глазам брошюру с текстом богослужения, раскрытую в том месте, где был напечатан нужный возглас. Он сразу проснулся и пропел его.
Из мозаики памяти. Мне рассказывали, ссылаясь на слова самого о. Гурия, как он встал на путь служения Церкви. С большими скорбями (видимо, семейными) он приехал в Псково-Печерский монастырь в надежде побеседовать с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным). Когда он, ожидая своей очереди, находился в приёмной старца, вдруг открылась дверь, и вышедший келейник спросил: «Кто здесь Георгий из Вологды?» Не сразу он понял, что речь идёт про него. «Я», - отозвался Юрий Чезлов. «Проходите, батюшка ждёт Вас». Он прошёл к старцу. Архимандрит Иоанн в тот раз сказал ему, что он должен принять монашество и служить в храме. Тогда же будущий о. Гурий получил и другие важные наставления. Однако монахом стать удалось далеко не сразу, так как правящий архиерей, архиепископ Михаил (Мудьюгин) очень долго его не постригал. Думается, что Господь испытывал твёрдость его желания через архиерея.
Известно, что о. Гурий не раз встречался с духоносными старцами.
В бытность свою в Спасо-Прилуцком монастыре он несколько раз ездил в город Тутаев Ярославской области к архимандриту Павлу (Груздеву), знаменитому слепому старцу. По-видимому, о. Гурий спрашивал его о том, пребывать ли ему в этом монастыре, потому что юродствующий батюшка ответил присказкой: «Сиди, лягушка, в своей луже, а не то будет хуже». Он понял, что ему не следует смущаться и покидать монастырь.
О посещении о. Гурием этого старца упоминается в книге «Родные мои. Рассказы и проповеди архимандрита Павла (Груздева)»: «Он поехал в Верхне-Никульское за советом к о. Павлу. Открывает дверь сторожки, - а там в полумраке стоит отец Павел и держит в руках икону. Игумен подходит ближе под благословение и видит, что о. Павел благословляет его иконой преподобного Димитрия Прилуцкого».
С о. Павлом связана такая забавная история. В начале 1993 г. несколько вологодских верующих приехали к тутаевскому старцу. Во время групповой беседы одна из вологжанок начала было: «А у нас в Вологде о. Гурий говорит...». Батюшка перебил её: «Гурий - дурий!» В этих словах содержался какой-то понятный старцу смысл, и, конечно, в них не бы никакого зла. Я же как-то пересказал этот эпизод одному человеку, также учившемуся на отделении ставленников. Через пару дней он поделился: «Ты знаешь, я ходил к о. Гурию в келью на исповедь, и он мне сказал: «А я ведь у Павла был, и он мне очень помог».
Встречался отец игумен и с духовником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Кириллом (Павловым), с которым имел беседу об особенностях наступившего антихристова времени.
Из мозаики памяти. Один учащийся духовного училища рассказывал, что знакомая ему женщина, молитвенница, имела видение. Она увидела, как три человека молятся за град Вологду. Один из них - блаженный Анатолий Петрович Рыков, другой - о. Гурий, а лицо третьего печальника ей увидеть не удалось, так как он всё время поворачивался к ней спиной, когда она хотела посмотреть.

Игумен Гурий был носителем Божественной благодати, что является свойством истинных старцев. Однажды я, после какой-то затянувшейся службы в храме, не попав на общий обед, сидел в монастырской трапезной один и ел пищу. Вдруг я почувствовал, что моё сердце охватила волна невыразимой благодати. Подняв голову, я увидел, что мимо стола идёт о. Гурий. Он не смотрел на меня, но, должно быть, молился про себя за мою душу. Благодать Божия, исходившая из его чистого сердца, привлекала множество людей. Обычным было видеть отца игумена идущим по монастырю в окружении группы духовных чад.

Он подавал пример незлобия и евангельской любви, но его воспринимали с любовью далеко не все. Не раз я слышал о нём нелестные, смущающие отзывы, часто граничащие с клеветой. Один мой приятель притворно недоумевал: «Отец Гурий сказал, что, когда в монастыре поставили телевизор, благодать там уменьшилась на 30 процентов, а я вот думаю, как можно благодать Божию в процентах измерять?» Или передавал его слова в таком виде: «А где - батюшка? Нет батюшки, один я - батюшка!» В среде духовенства говорили, что он даёт епитимий по 500 поклонов, не считаясь с условиями жизни кающегося человека. Некий иеродиакон в общении с нами, учащимися, однажды проговорился, обнаружив своё духовное ничтожество: «Потому-то наша Церковь на новый стиль и не переходит, потому что такие, как о. Гурий, сразу же уйдут в раскол». Однако это не так. говоривший нелепость иеродиакон вскоре сам убежал из своего монастыря, покинул лоно Православной Церкви, и в дальнейшем перешёл в иудаизм, сделался противником Царя небесного.
Что сказать о людях, осуждавших старца? Здесь применительны слова апостола Павла: «Духовный судит о всём, а о нём судить никто не может; ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его?» (1 Кор. 2, 15-16).

Из мозаики памяти. За несколько месяцев перед тем, как его удалили из монастыря, о. Гурий стал проводить беседы с чадами в надвратной церкви обители. На этих встречах, куда могли приходить все желающие, шла речь о наступлении грозных времён, читались духовные книги. У одной женщины возникали недоуменные вопросы, но она не решалась задать их батюшке, который был окружён людьми. И вот, она услышала ответы на эти вопросы в его словах.
Потом я не раз встречал батюшку Гурия на улицах Вологды, бодро идущим, но всегда сосредоточенным в молитве. Как-то я увидел его в автобусе, он сидел на скамье, был одет в очень странную одежду и напоминал диковинного деревенского деда. Я долго тогда на него смотрел, и узнавая его по сияющим глазам, и, одновременно, не узнавая.
Похоронен достоблаженный старец на Лазаревском кладбище, в нескольких шагах от могилы почитавшегося им святого батюшки Александра Баданина, в чём я усматриваю действие Божественного Промысла.
По моему глубокому убеждению игумен Гурий был одним из тех Божиих человеков, кого Господь воздвиг с тем, чтобы предупредить всех христиан о наступлении антихристова времени и ориентировать их на действия по спасению души в новых условиях.

Разговаривая о нём с теми, кто знал отца игумена, я слышал такие, к примеру, отзывы: «Это был святой человек...», «Он мне всю жизнь наладил...». Не могу не добавить к моим воспоминаниям нескольких рассказов об о. Гурии, услышанных в беседах с разными людьми.
+ + +
Во время служения о. Гурия диаконом в кафедральном соборе г. Вологды батюшка однажды имел следующее видение. Он увидел, что служивший священник, который должен предстоять у престола, на самом деле сидит в кресле с заложенными одна на другую ногами, а перед святым престолом находится Ангел, который и совершает тайнодействие. Ангел был по земным меркам высокого роста, очень красивый.
+ + +
Отцу Гурию многое пришлось претерпеть за веру и истину Христа Бога нашего. Однажды наместник Спасо-Прилуцкого монастыря добивался его согласия на какое-то, по-видимому, не самое благое дело. Так и не добившись своего, игумен осерчал и запер его в каменный мешок в одной из угловых башен. Нужно видеть этот стакан из камня, находящийся внутри тела башни: метра полтора-два в поперечнике, он не имеет никакого иного отверстия, кроме входной двери. Похоже, что назначение сего помещения и состояло в том, чтобы служить карцером. Там о. Гурий провёл трое суток. Что он испытал при этом, не известно никому, но из той камеры он вышел весь седой.
+ + +
Как-то он освящал квартиру в одной семье. После освящения, за столом, добросердечный хозяин спросил: «Отец Гурий, а не боитесь вы ходить на вызовы в незнакомые дома?» - «Да, - отвечал он, - было дело, один раз меня даже связали в квартире». - «А потом что?» - «Потом ничего, отпустили». Что же смягчило озлобленные сердца нападавших? Думается, молитва батюшки.
+ + +
У тех же людей за столом он коснулся получившего известность случая, когда некая женщина видела его поднимавшимся во время молитвы в воздух. «Я, - сказал о. Гурий, - если бы поднимался на воздух, то это почувствовал бы, но ведь я этого не чувствовал. Да ведь в храме были и другие люди, а увидела это только она одна». Оставим эти слова без дополнений, 

Написать комментарий