В России нарастает дискриминация православных

В России нарастает дискриминация православных

119034, Москва, Чистый пер., д. 5

Его Святейшеству Святейшему Патриарху
Московскому и всея Руси Кириллу

ЛИЧНО

Правящим архиереям Русской Православной Церкви

ОБРАЩЕНИЕ
(на основании Конституции РФ и
«Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека»)

Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства!

1. Дискриминация православных граждан продолжается

В Российской Федерации реализуются проекты построения информационного общества, обязательным условием существования которого является перевод деятельности всех органов власти в электронную форму. По сути идет революционная трансформация всех общественных отношений, существовавших в течение многих тысячелетий. Процесс модернизации проходит на фоне многолетней дискриминации граждан, не приемлющих по религиозным и иным убеждениям использование электронных способов идентификации личности человека. Сотни тысяч православных верующих отказываются от получения документов, имеющих идентификаторы личности, штриховое кодирование информации, микрочипы. В нарушение Конституции РФ эта категория граждан незаконно лишается всех социальных прав: пенсий, пособий, медицинской помощи, возможности распорядиться своей собственностью, купить билет, поступить на работу или учебу.

Русская Православная Церковь в своих официальных документах говорит о недопустимости дискриминации и нарушения конституционных прав граждан, отказывающихся от использования новых технологий.

4 февраля 2013 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви принят Документ «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных». Это своевременный и адекватный сегодняшней ситуации шаг Русской Православной Церкви, направленный на действенную правовую защиту конституционных прав верующих и, в первую очередь, прав, гарантированных статьями 28, 29 Конституции РФ.

Церковь считает особенно важным принцип добровольности принятия любых идентификаторов и указывает, что необходимо проявлять уважение к конституционным правам граждан и не дискриминировать тех, кто отказывается от принятия электронных средств идентификации. В п.5 Документа говорится, что новые технологии не должны быть безальтернативными и принудительными. Те, кто отказывается принимать эти технологии, должны иметь альтернативу – использование традиционных методов удостоверения личности. Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями.

Однако принятый документ пока является внутренним документом Русской Православной Церкви и, к сожалению, никак не влияет на процесс дискриминации православных граждан.

По-прежнему православным гражданам отказывают в назначении и выплате пенсий, медицинской помощи и других правах в случаях несогласия с автоматизированной обработкой их персональных данных, которая основывается на присвоении человеку идентификаторов, личных кодов, штриховом кодировании информации, использовании в документах микрочипов.

Только за 7-10 дней мая 2013 года в «Союз православных юристов» поступило значительное количество жалоб на дискриминацию. Приведем лишь несколько примеров:

1) Игошева Н.И. – вдова инвалида ВОВ. Ей отказано в медицинской помощи по паспорту СССР 1974 г.
2) Зыкова В.П. – по религиозным убеждениям отказалась от медицинского полиса.
3) Зыкова Л.Ф. – по религиозным убеждениям отказалась от медицинского полиса, перенесла инсульт.
При отсутствии медицинских полисов обеим женщинам отказано в медицинской помощи. 
4) Бернюкова Р.С. – возраст 74 года, Ветеран труда, имеет награды, дитя войны, ее отец погиб в 1944 г. на фронте, сейчас Бернюкова – инвалид первой группы. По религиозным убеждениям отказалась подписывать новую форму платежного документа на получение пенсии, противоречащего ее религиозным убеждениям. В результате ей отказано в выплате пенсии. 
5) Ментова Л.Ф. – 1943 г.р., Ветеран труда, трудовой стаж 45 лет, кандидат исторических наук. За отказ расписаться в платежном документе, противоречащем религиозным убеждениям, более года лишена пенсии. 
6) Дмитриева З.И. – лифтер больницы, за отказ получать заработную плату по карточке лишена средств к существованию. Заработную плату не выдают. 
7) Антонова Е.А. – медицинская сестра за отказ получать заработную плату по карточке лишена средств к существованию. Заработную плату не выдают. 
8) Любимова Л.Н. – смотритель музея-заповедника «Гатчина» по религиозным причинам проживает с паспортом СССР 1974 г., отказалась от дачи согласия на обработку персональных данных, в результате уволена «по сокращению штатов». Из-за отсутствия паспорта гражданина РФ, ИНН, СНИЛС Любимовой отказывают в постановке на учет в центре занятости для получения пособия по безработице. 
9) Панасенко Л.И. – 58 лет, имеет онкологическое заболевание, лишена медицинской помощи и пенсии (адрес: г. Радужный Владимирской области) . В письме Ментовой Л.Ф. сообщается о трагическом положении пенсионерки Панасенко Лидии Ивановны:
«...Сейчас в эти дни смиренно медленно умирает полностью лишенная медицинской помощи медиков и местных врачей светлый человек – наша глубоко верующая, молодая еще пенсионерка Панасенко Лидия Ивановна 58 лет (г. Радужный Владимирской области). Она по религиозным убеждениям ничего не приняла: ни ИНН, ни паспорт РФ, ни СНИЛС, ни медицинский полис, ни зацифрованных поручений на выдачу пенсии. Пока получала пенсию, успела за деньги сделать все анализы и перепроверить их, подтвердив, что у нее онокозаболевание. Теперь пенсию ей не выдают, не может заплатить за квартиру, медпомощи нет. Более того, местные молодые врачи пригрозили ее сестре, ухаживающей за ней, что после смерти возникнут серьезные проблемы с захоронением, мол, и гроб не продадут, и место для могилы не выделят. Лиде обидно, ведь у нее старый паспорт СССР и справки с диагнозом об онкозаболевании, она им представила. Чувствует себя совсем плохо, хотела Вам написать, да говорит «руки не слушаются», а все это ее больно травмирует. Подписывать зацифрованные документы, она уже, уходя к Богу, конечно не намерена. А мы, старые больные православные пенсионеры, видя этот беспредел, понимаем, что такая же открытая дискриминация и нас ждет. Перспективы печальные. ЗА ЧТО? С надеждой на лучшее Ментова Л.Ф.». 
10) Гончарова Нина Петровна, общий трудовой стаж 35 лет, 27 лет проработала педагогом. По религиозным убеждениям Гончарова отказалась от получения паспорта гражданина РФ и СНИЛС, проживает со Свидетельством о тождественности личности с лицом, изображенном на фотографии, выданным ей нотариальной конторой. В 2005 . на заявление о назначении пенсии гражданка Гончарова получила отказ по тому основанию, что у нее отсутствует паспорт гражданина РФ, а Свидетельство о тождественности личности с лицом, изображенном на фотографии, не указано в Постановлении Министерства труда и социального развития РФ №16 и Пенсионного фонда РФ №19 от 27 февраля 2002 г. в качестве документа, удостоверяющего личность. Пожилой, больной человек, заслуживший своим многолетним трудом пенсию, оставлен без средств к существованию. Гончарова вынуждена продолжать работу в школе, хотя ей это уже не под силу, по состоянию здоровья и возрасту.

Эти факты дискриминации – лишь «капли в море писем», получаемых «Союзом православных юристов». Помочь всем, нуждающимся в правовой защите, физически невозможно.

Из приведенных примеров видно, что процесс дискриминации носит всеохватывающий характер и затрагивает самые разные слои общества. Не вызывает сомнения, что нарушение социальных прав православных граждан – только первые шаги подавления прав и свобод граждан в информационном обществе.

Сегодня человека лишают средств к существованию, медицинской помощи за отказ от электронных документов, завтра этот же метод будет применен за само исповедание христианской веры. Предпосылки к этому уже имеют место в мире и в России.

В целях прекращения дискриминации и защиты конституционного права граждан жить в обществе в соответствии со своими религиозными убеждениями от имени многих общественных организаций и тысяч граждан обращаемся к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с нижайшей просьбой направить в органы государственной власти - Президенту РФ, Председателю Правительства РФ, Председателю Государственной Думы РФ обращения:
- о принятии незамедлительных мер по прекращению дискриминации граждан, отказывающихся от использования автоматизированного учета по религиозным и иным убеждениям, и законодательного закрепления права человека использовать традиционные документы и способы учета персональных данных;
- о законодательном закреплении: 
запрета на принуждение к использованию новых методов и способов учета данных, противоречащих религиозным и иным убеждениям человека;
гарантии существования, технического оснащения и финансирования традиционной системы учета;
запрета дискриминации граждан, использующих традиционную систему учета.

2. Необходимость традиционного документа, удостоверяющего личность

В 2013 году Федеральной миграционной службой РФ разработан проект федерального закона «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации» (текст законопроекта был опубликован в электронной версии «Российской газеты» от 29 января 2013 года). В соответствии с законопроектом новый паспорт будет представлять собой электронную карту.

В законопроекте (статья 15) говорится о прекращении действия паспорта гражданина СССР с момента вступления в силу настоящего федерального закона, который вступает в действие с 1 января 2015 года.

Из этого положения совершенно очевидно, что до 1 января 2015 г. паспорт СССР является действительным документом. В тоже время граждан, имеющих паспорт СССР, незаконно лишают пенсий, пособий, медицинской помощи и других прав. Многолетние нарушения прав этих граждан носят дискриминационный характер.

Всем федеральным органам государственной власти и конечно ФМС РФ, разработавшей законопроект, хорошо известно, что огромное количество граждан по религиозным убеждениям не приняли паспорт гражданина РФ и проживают с паспортами граждан СССР. Эта категория граждан и в дальнейшем не примет паспорт гражданина РФ на бумажном носителе, который будет выдаваться до 1 января 2025 г. наравне с электронным вариантом. Тем более, эти люди не будут получать паспорт в виде электронной карты.

В результате сотни тысяч граждан будут вынуждены проживать вообще без документа, удостоверяющего личность, что лишит их всех прав. Таким образом, проектом закона не учтены интересы значительного числа российских граждан.

Для обеспечения конституционных прав этой категории граждан необходимо законодательно закрепить вариант основного документа традиционной формы без идентификаторов, личных кодов, микрочипов и других средств автоматической идентификации личности. Об этом годами тысячи граждан направляют обращения в органы власти.

Пример правового решения этого вопроса показывает Молдавия, где для православных верующих сохранена традиционная система учета и выпущен основной документ традиционной формы.

В целях защиты и обеспечения прав православных граждан РФ, проживающих с паспортами СССР образца 1974 г., обращаемся к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой направить в Правительство РФ и Президенту РФ предложения о разработке и утверждении варианта основного документа традиционной формы.

Бланк традиционного бумажного паспорта гражданина России:

1) не должен содержать графы «личный код» и записей об иных цифровых идентификаторах человека, микрочипов, магнитных полос, штрих-кодов и других средств автоматической идентификации личности;

2) не должен содержать сведений о биометрических данных человека;

3) не должен содержать информации, недоступной или непонятной для прочтения владельцу паспорта;

4) не должен содержать символики, носящей кощунственный или нравственно сомнительный характер либо оскорбляющей чувства верующих;

5) должен иметь графу «национальность», которая будет заполняться по желанию гражданина.

3. Официальная позиции Церкви

К сожалению, значительная часть епископата и священства не знает официальную позицию Церкви по проблеме новых технологий учета персональных данных, выраженную в официальных документах. Из некоторых регионов России идут жалобы верующих на то, что священники и епископы не знакомят чад с документами Церкви и проводят политику, противоречащую официальной позиции Церкви, изложенной в документах. В «Союз православных юристов» и другие организации поступают звонки от верующих, не только не получающих защиты от своего епархиального священноначалия, но и подвергающихся гонениям за отказ от электронных документов, использования СНИЛС, медицинских полисов, паспорта гражданина РФ и проживающих с паспортом гражданина СССР образца 1974 года, являющегося действительным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ.

Замалчивание или искажение священством официальной позиции Церкви по острейшей проблеме, волнующей сотни тысяч верующих, приводит к необоснованным обвинениям в адрес Святейшего Патриарха.

Изменить ситуацию возможно только путем просвещения представителей священства, епископата и мирян.

Необходимо вменить в обязанность всем священнослужителям изучать и доводить до паствы только официальную позицию Церкви, изложенную в документах.

Сегодня, как никогда, всему православному сообществу необходимо сохранять единство, понимать и реально оценивать силу наступления, ведущегося на свободу человека, христианские ценности и суверенитет всех независимых государств.

Документ «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных» отвечает требованиям сегодняшнего дня и может стать действенным методом защиты конституционного права граждан жить в обществе в соответствии со своими религиозными убеждениями.

Неслучайно в Послании Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2013 года пастыри и паства Русской Православной Церкви призываются внимательно изучить принятые Архиерейским Собором документы.

Священство и чада Русской Православной Церкви должны иметь реальное понимание опасности бездумного и безответственного внедрения электронных технологий, несущего человечеству непредсказуемые бедствия. Трезвое понимание этой проблемы может дать только внимательное изучение и духовное осмысление документов Церкви.

Однако в настоящее время отсутствуют доступные издания, содержащие официальные документы Церкви. Документы Соборов публикуются в период их проведения или сразу после принятия документов в периодических изданиях, небольших по тиражу и недоступных для большинства священников и мирян.

Насущной потребностью является издание и широкое распространение официальных документов Церкви по проблеме соблюдения прав граждан при внедрении новых технологий учета персональных данных достаточным тиражом. Православная общественность просит обеспечить такими изданиями всех правящих архиереев и священников на приходах.

О.А. Яковлева, Председатель «Союза православных юристов», адвокат Московской областной коллегии адвокатов, награждена знаком «Почётный адвокат России»
В.П. Филимонов, писатель-агиограф, академик Петровской академии наук и искусств, специалист в области кибернетики и систем управления, эксперт Комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви
О.В. Леткова, руководитель Общественного центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности, советник Российской Федерации I класса, член Центрального Совета Ассоциации родительских комитетов и сообществ России (АРКС)
В.Р. Анищенков, зам. гл. редактора «Народного радио», председатель Общественного совета «Народного Радио»
Н.И. Юдина, гл. редактор газеты «Новый век», заместитель председателя Общественного совета «Народного радио»
В.Ю. Катасонов, профессор, д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова
О.Н. Четверикова, доцент, к.и.н., помощник председателя Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова
В.П. Семенко, главный редактор «Информационно-аналитического портала о религии Amin.su»
Т.Л. Шишова, член правления Российского детского фонда, член «Союза писателей России»
И.Я. Медведева, член правления Российского детского фонда, директор Института демографической безопасности, член Союза писателей России, член Ассоциации родительских комитетов и сообществ (АРКС)
К.В. Сивков, первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук
Е.Ю. Чернышев, казачий полковник, атаман Районного казачьего общества «Северо-Запад» МГКО ВКО «Центральное казачье войско»
Ю.П. Котенок, главный редактор информационно-аналитического издания «Сегодня.ру»
А.Ф. Копылов, публицист, член «Союза писателей России», аналитик Войсковой православной миссии
А.А. Трапезников, секретарь «Союза писателей России»
Л.А. Рябиченко, председатель Межрегионального общественного движения «Семья, любовь, Отечество»
В.Г. Иванов, адвокат Адвокатской палаты Чувашской Республики, член «Союза православных юристов»
Т.С. Федяева, член Союза журналистов России, автор и ведущая «Народного радио»,
К.А. Иванов, адвокат Адвокатской палаты г. Москвы, член «Союза православных юристов», редактор правового бюллетеня «Родина православная»
Е.А. Грищенко, член «Союза православных юристов»
А.С. Климанова, координатор «Союза православных юристов»
Ю.А. Маслова, координатор «Союза православных юристов»
В.И. Чевган, координатор движения «За право жить без ИНН, личных кодов и микрочипов», редактор вестника «На страже Православия»

Написать комментарий