Литургия, написанная

Литургия, написанная "на коленке"

Известный попратель церковных правил митрополит  Иларион (Алфеев) – человек многогранный. Он успевает везде – и богослов он, и переводчик, и церковный писатель, и идеолог церковной политики, и лектор, и историк, и телевизионный ведущий, и композитор. И при этом даже находит время предстоять Престолу Божию.

Вот только все музыкальное церковное богатство не удовлетворило взыскательный вкус владыки: у Престола, по его собственному признанию, ему было трудно молитвенно сосредоточиться, так как клиросное пение никак не хотело соответствовать "молитвенному духу православного Богослужения" (интересно, что подразумевает под понятием "молитвенный дух православного Богослужения" церковный иерарх, считающий нудным чтение Псалтири во время того же ПРАВОСЛАВНОГО Богослужения?).
И в 2006 году, еще в бытность епископом Венским и Австрийским, он решил поправить такое положение дел,  лично сочинив два масштабных музыкальных произведения: "Божественную Литургию" и "Всенощное бдение" для смешанного хора.
В официальном сопровождении к выпущенным Московской Патриархией компакт-дискам говорится: "Особенность этой музыки в том, что она написана не просто композитором, но священнослужителем, черпающим вдохновение в литургическом и духовном опыте…".

Отметим, что композиторское творчество священнослужителей - дело совсем не новое и не "особенное", и каждый православный человек, хотя бы поверхностно интересующийся клиросным пением, вспомнит такие ярчайшие примеры как композиторского, так и исполнительского творчества: протоиерей П.И.Турчанинов - один из самых видных русских духовных композиторов; протоиерей Д.В.Аллеманов - духовный композитор, исследователь церковного пения и педагог; архимандрит Матфей (Мормыль), архиепископ Ионафан (Елецких) и многие другие.

Безусловно, какой настоятель храма, или регент церковного хора отказался бы от такого подарка: выдержанная в интонационном единстве служба, поющаяся хором как бы на одном дыхании…  музыка к Божественной службе, пришедшая не из рабочего кабинета светского композитора, а прямо из Алтаря?

Но послушаем самого владыку Илариона: "....Время работы над музыкой "Литургии" совпало с моими поездками по служебным делам из Будапешта в Москву и из Вены в Женеву. ..."Блаженны" писались в зале ожидания аэропорта Шереметьево, "Святый Боже" - в самолете Москва-Будапешт, Великая и сугубая ектении - в женевском аэропорту… Муза посетила меня, не спрашивая согласия и не сообразуясь с обстоятельствами. Ее посещение совпало с несколькими моими командировками, так что писать приходилось нередко в самолетах или в аэропортах. Мелодии приходили одна за другой, я едва успевал их записывать. Так и родилась Литургия. Написал ее очень быстро – дней за десять...".

Грустно… вместо молитвенного уединения и строгого поста при написании Божественной службы – суета служебных поездок.

Теперь написанное за 10 дней "выдающееся" музыкальное произведение становится обязательным к исполнению в московских храмах. Вовсю используется административный ресурс, и настоятели  обязывают регентов петь именно "Литургию Алфеева".

А одна из талантливых  регентов, со стажем работы более 20-ти лет, сказала по поводу этого произведения буквально следующее: "Если бы я случайно встретила где-нибудь митрополита Илариона, я бы непременно спросила его: Владыка, зачем Вы взяли и испортили хороший Обиход?!".

(Обиход – привычные, установившиеся, стабильные песнопения Всенощной и Литургии, песнопения великопостные, пасхальные, архиерейского богослужения, молебнов, панихиды, погребения, а также некоторые другие. Формирование "Обихода" вышло из глубокой древности).

Впрочем, митрополит Иларион и не отрицает, что мелодии песнопений, вошедших в состав его Литургии, - "простые и запоминающиеся, похожие на обиходные напевы...  в некоторых случаях мелодии прямо заимствованы из Обихода".

Возможно, в определенных кругах эти произведения и принесли владыке славу выдающегося церковного композитора, но вот православный народ уже успел метко поименовать его "Композитором внешних сношений РПЦ с еретиками".
 
Александр Михайлов, "Православие-Инфо"

Написать комментарий