ГОНИМЫЙ ПАСТЫРЬ

ГОНИМЫЙ ПАСТЫРЬ

Память митрополита Николая  Алма-Атинского
9 апреля 1877 года, в день Светлого праздника Пасхи, в семье скромного и строгого псаломщика Никифора и мудрой супруги его Марии родился сын. Назвали его Феодосием, в честь св. мученика Феодосия. Отец будущего святителя был большим знатоком церковного пения и особенно радел он о пении общенародном. «Мама наша была сама любовь. – вспоминал владыка Николай. – Она никогда не кричала на нас, а если мы провинимся, что, конечно, бывало, то она посмотрит так жалобно, что станет ужасно стыдно». Большое значение в воспитании Феодосия имела его бабушка Пелагия. «Долгими зимними вечерами, забирала нас бабушка на печь и начинались нескончаемые рассказы о святых угодниках Божиих». Часто вспоминал Владыка и своего дедушку, который тоже был священником.

В 1904 г. исполнилась заветная мечта Феодосия: в канун праздника свт. Николая Чудотворца, в Нило-Столобенской Пустыни он был пострижен в мантию с именем Николай. В мае 1905 года монаха Николая рукоположили в сан иеродиакона, а 9 октября — в иеромонаха. По настоянию братии в 1907 г. о. Николай поступил в Московскую Духовную Академию.

В октябре 1919 года в Чернигове архимандрит Николай был хиротонисан во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии. В 1923 году преосвященный Николай был назначен епископом Каширским, викарием Тульской епархии, положение в которой в то время было очень тяжелое. Обновленцы захватили подавляющее большинство приходов. Но со своей маленькой паствой епископ Николай упорно боролся против врагов Православия. Исходом этой борьбы был арест Владыки, последовавший 8 мая 1925 года.

«Когда следствие подошло к концу, – вспоминал о. Николай, – мы со следователем расставались друг с другом с сожалением. Он доверительно сказал мне:
– Я рад, что хоть какую-то пользу принес Вам своим расследованием, что мне удалось доказать правильность Ваших показаний, а это для Вас немало значит — теперь Вам переквалифицируют статью и дадут не больше пяти лет вместо ожидаемых десяти.
– За что же мне дадут пять лет? — невольно вырвалось у меня.
– За вашу популярность. Таких, как Вы, на некоторое время надо изолировать, чтобы люди забыли о Вашем существовании. Вы имеете слишком большой авторитет среди народа и Ваша проповедь имеет большое значение для народа. За Вами идут!
Неожиданно было для меня услышать оценку моего служения из уст представителя данного учреждения, но это было именно так.
– Господи! Слава Тебе! Слава Тебе, Господи! Я, грешник, как умел, так и служил Тебе! — Только и мог я произнести от радости, наполнившей мое сердце. Теперь уже никакой срок не будет страшить меня».

Проведя в заключении более двух лет и освободившись, владыка Николай был назначен на Орловскую кафедру. В Орле Владыка служил до следующего своего ареста. Начались странствия по лагерям. Долгое время владыка Николай пробыл в Саровском лагере, считая себя на послушании у прп. Серафима.

В 1941 году владыка Николай был возведен в сан архиепископа.
Вслед за вестью о начале ВОв архиепископа Николая постигло новое испытание — 27 июня он был арестован и помещен в тюрьму г. Саратова на полгода, затем в Казахстанский Актюбинск, а оттуда через три месяца в г. Челкар Актюбинской области.

65-летнего владыку Николая вытолкали на перрон в нижнем белье и рваном ватнике. В руках у Владыки было только удостоверение, с которым он должен два раза в месяц являться в местное отделение НКВД на отметку… Сердобольные старушки, к которым исповедник Христов (не представившись владыкой) обратился за помощью, приютили его. На работу старца не брали, и он вынужден был собирать милостыню.

Так было до глубокой осени 1942 г. И вот пришел момент, когда изсякли последние силы, и о. Николай потерял сознание. Впоследствии узнал владыка о том «милостивом самарянине» – татарине, который, подобрав его полуживого по Божьему призыву, привез в теплую чистую больницу и передавал каждые десять дней щедрые передачи. После выписки владыки именно этот татарин забрал батюшку, зимой 1943 г., к себе. И выхлопотал переезд туда же духовной дочери о. Николая – Веры Афанасьевны Фомушкиной.

10 октября 1944 г. Владыка Николай направил в НКВД «усердную просьбу» о переезде в Россию. 19 мая святитель был освобожден досрочно, а 5 июля постановлением Св. Синода была образована Алма-атинская и Казахстанская епархия, управляющим которой был назначен архиепископ Николай (Могилевский), прибыв туда 26 октября 1945 г. в день празднования Иверской иконы Божией Матери.

Молитвенное настроение не покидало Владыку во все дни его болезни. В воскресение 23 октября после последнего своего причащения Святых Христовых Таин, когда монахини в столовой запели было «Совет Превечный…», Владыка из спальни, напрягая голос, закричал им: «Матушки, матушки, на этом поставим точку. Теперь начнем чин погребения епископа». Пение прекратили, но слез удержать не могли. Особенно напряженно и громко молился Владыка в ночь с 23 на 24 октября. Можно было расслышать слова: «Господи, не осуди мя по делом моим, но сотвори со мною по милости Твоей!» Много раз повторял с глубоким чувством: «Господи! Милости прошу, а не суда!»

В понедельник 24 октября накануне смерти Владыка еще немного говорил, ласково прощаясь с паствой. Около 5 часов вечера сделался у него сердечный приступ с острой болью, после которого он уже не говорил и лежал с закрытыми глазами. Во вторник утром он нашел в себе силы несколько раз перекреститься при чтении у его одра акафиста святой Великомученице Варваре. В 5-м часу дня 25 октября окружающие заметили приближение конца. Стали читать отходную, дали в руки Владыке зажженную свечу, и с последними словами канона на исход души святитель тихо и спокойно испустил свой последний вздох. Это было в 16 часов 45 минут, когда в Никольском соборе зазвонили к вечерне в канун празднования Иверской иконы Божией Матери, Которой Владыка так любил сам возглашать: «Радуйся, Благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая!»

Вера Королева «Святитель Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский»

Написать комментарий