Низок путь смирения, но в высокое отечество — небо ведет

Низок путь смирения, но в высокое отечество — небо ведет

Поскольку важно знать, что для нас смирение Иисусово есть зеркало, смотря в которое, должны мы смиряться, то я еще о том тебе повторяю. Если бы случилось тебе видеть, что царь земной, склонившись, умывает рабам своим ноги, то ты бы непременно тому удивился. И невозможно тому не удивляться. И на весь свет прославилось бы то дело, ибо умывать ноги — это служение рабское, и из рабских — последнейшее. Потому и дивно бы было, если бы царь, несмотря на величество сана своего, такое служение совершал. Но царь земной, хотя и велик по сану своему, однако же человек, такой же, как и рабы его. Представь себе ныне то время, в которое Царь Небесный на Себе образ сей смирения и служения показывал, и ту горницу, в которой Царь царствующих и Господь господствующих «встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался, потом влил воды в умывальницу и, встав на колени, начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан» (Ин 13:4-5). О, прекрасное зрелище! Дивное для Ангелов и людей! Не смотрел на Свое величество, но служение рабское и самое унизительное совершил: «встал» с трапезы, «снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался, и влил воды в умывальницу» и, склонялся, встав на колени, и принимался руками Своими омывать ноги рабов своих, и отирал их. Петр, помышляя, что дело сие есть последнейшее, и устыдившись чести Лица Учителя и Господа своего, Который таким рабским делом не погнушался, пришел в великое удивление и некоторое негодование, и потому каких только слов не произносил и каких отговорок не делал, как ни старался, чтобы ему ноги не умывал Господь его и Учитель! «Господи! Тебе ли умывать ноги мои? Не умоешь ног моих вовек». Но что бы было, если бы увидел тогда то величество, то высочество и ту славу, которая внутри Умывавшего скрывалась? На Фаворе частицу славы Иисусовой увидев, апостолы пали ниц и сильно испугались (Мф.17:6). При умовении ли ног их не ужаснулись бы и не пришли бы во исступление ума? Мы же Того, Которого видели таким смирившимся на земле, уже видим верою превознесенным на небеса, и Того, Который умывал апостолам ноги и служил им, с радостью видим сидящим одесную Бога во славе Отчей и царствующим над всей тварью, видимой и невидимой. И в нас, возлюбленный, «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп.2:5). Последуем же и мы за Иисусом и пойдем низким путем смирения, дабы прийти к Нему и увидеть Его лицом к лицу, царствующим во славе Своей, и с Ним быть вовеки. Низок путь смирения, но в высокое отечество — небо ведет. Спасайся.

Свт. Тихон Задонский
Письма келейные и наставления. Письмо 91 (О смирении Иисусовом)

Написать комментарий