ПРЕЗРЕВШИЕ МiР И БОГАТСТВО

ПРЕЗРЕВШИЕ МiР И БОГАТСТВО

Мученики Христовы Назарий, Гервасий, Протасий и Кельсий
Назарий рожден в Риме от отца еврея и матери христианки. Его мать Перепетуя была крещена самим апостолом Петром. Приняв материнскую веру, Назарий полностью предался исполнению церковных правил.


Но скоро Назарий ушел из Рима; он взял от своих родителей приходившуюся ему часть имения, и стал там благодетельствовать неимущим; придя же в Медиолан, он раздал там все, что имел, творя милостыню убогим и служа своим имением узникам, страдавшим за Христа.
В это время правителем Анулином были взяты и заключены в темницу некие святые мученики Гервасий и Протасий. Святой Назарий часто приходил к ним и утешал их своею благочестивою беседою: он весьма полюбил их, ибо видел, что они исполнены Божественной любви и пламенно желают положить души за Господа, положившего за нас душу Свою на кресте.


Узнав об этом, местный правитель приказал избить Назария и выгнать из города. Блаженный Назарий, будучи изгнан, радовался, что сподобился принять раны за Христа и, как изгнанный правды ради, вспоминал слова Христовы: «блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф.5:11). Он скорбел только о том, что разлучился с  своими возлюбленными друзьями,  Гервасием  и Протасием, вместе с которыми желал и умереть.


В ночном видении явилась Назарию его блаженная мать и сказала ему идти в Галию (Францию) и там проповедовать Евангелие. Так Назарий и сделал, он пошел, по указанию своей матери, в ту страну и, проповедуя Христа, просвещал там светом веры людей, сидящих во тьме и сени смертной.


Когда святой Назарий был в городе, называемом Мелия, он взял здесь от некоторой благородной и верующей женщины трехлетнего отрока, по имени Кельсия, крестил его и воспитал в благочестии. Когда же отрок пришел в возраст, то последовал за своим учителем, учась от него высшей премудрости и слагая в своем сердце его Боговдохновенные слова и отеческое поучение. Проповедуя Христа, он вместе с Назарием терпел гонения и мучения.


Через несколько лет Назарий опять пришел в Медиолан уже со своим учеником Кельсием.
Когда он стал проповедовать Евангелие в Медиолане, то опять был взят правителем Анулином. Правитель принуждал Назария, чтобы он приступил и поклонился богам их; но тот не только не захотел сделать сего, но и стал хулить их. Тогда Анулин повелел бить его в уста, и святой, приняв с учеником своим Кельсием много побоев, был ввергнут в темницу – к святым Гервасию и Протасию. Назарий очень радовался, что сподобился увидеть своих возлюбленных друзей и терпеть заключение за Христа вместе с ними в, одной темнице.


В то время правитель Анулин известил письмом царя Нерона о Назарии. Царь написал правителю Анулину, чтобы он тотчас же умертвил Назария. Анулин, получив царское письмо, вывел из темницы святого Назария с учеником его, святым Кельсием, и усек мечом их честные главы.


Вскоре после этого были усечены и св. Гервасий с Протасием воеводой Астазией, который шел через Медиолан на войну с Моравцами. Как только услышал воевода о том, что эти два брата не приносят жертвы идолам, испугался того, что проиграет сражение и велел сразу же их усечь.


Мощи всех четырех мучеников, Назария и Кельсия, Гервасия и Протасия, оставались скрытыми в земле, под спудом (т.е. в сокровенном месте), и никто не знал о сем до самого времени святого Амвросия, епископа Медиоланского.

Об обретении мощей Назария и Кельсия пресвитер Павлин вспоминает в житии святого Амвросия так:


– Мощи святого мученика Назария, найденные вне города в саду, Амвросий принес тотчас же в храм святых апостолов. Мы видели во гробе, в котором лежали мощи мученика, кровь как бы только сейчас истекшую; голова с волосами и бородой так сохранилась, что как бы только теперь была положена во гроб, а лицо было так светло, что, казалось, только что омыто. Мы в это время почувствовали благоухание, превосходившее все ароматы. Подняв мощи мученика и возложив их на колесницу, мы с святым Амвросием, тотчас же начали искать мощи мученика Кельсия. От владельцев того сада мы узнали, что ему завещано было предками никогда не оставлять этого места по той причине, что в нем скрыты великие сокровища. И подлинно там находились такие сокровища, которых «ни моль, ни ржа не истребляют, ни воры не подкапывают и не крадут» (Мф.6:19).


Мощи же св. Гервасия и Протасия были открыты в некоем видении. Однажды ночью св. Амвросий не спал, и ему явились два красивых юноши и один старец, о котором св. Амвросий подумал, что он апостол Павел. Юноши молчали, а старец рассказал Амвросию, что те двое юношей мученики Христовы, и что их мощи лежат на том самом месте, где Амвросий молится Богу, и что все остальное Амвросий узнает о них из книжечки, которая находится с ним в гробу. На следующий день св. Амвросий объявил всем о своем видении, стали там копать и нашли мощи двух людей.


Из книжечки узнали, что они зовутся Гервасий и Протасий, что они были близнецами от блаженных родителей, которые также были мучены за веру и сподобились мученических венцов.


Когда эти святые мощи были вынесены из земли, больные стали получать исцеление, бесы были изгоняемы из людей, слепые прозревали.


Молитвами святых Твоих, Господи, просвети наши душевные очи, дабы мы могли ходить во свете Лица Твоего и о имени Твоем возрадовались во веки (Ср. слова Псалма 88:16.). Аминь.


«Жития святых» свят. Димитрия Ростовского
Пролог

Написать комментарий