Праздник Святых есть торг Духовный

Праздник Святых есть торг Духовный

Годовый круг, яко златый вeнец украшается различными драгоцeнными камнями; праздниками, то есть, Владычними и угодников Его. Сей Божиею десницею управляемый круг, обращаяся годовым течением, в сей день выводит пред очи наши память Преподобнаго и Богоноснаго Отца Сергия. –

Красны и радостны дни, когда благорастворенная весна, открывая лице земли, одeвает оное приятною зеленостию, украшает различными цвeтами, разливает всюду потоки свeтлозрачных источников; и цeлительными и благовонными испарениями наполняет воздух. Но краснeе и радостнeе дни праздников Господних и Святых Его.
 
Они открывают нам лице благости Господни, слeды премудрости Его, дeла попечительнаго о нас промысла Его; различные прекрасные цвeты добродeтелей угодников Его; изливаемые живые источники Слова Божия, текущие в живот вeчный, и цeлительные для болeзненной души нашей. Ни буря, ни вeтры, ни пролитие дождей, ни хлад, ни мраз, ни мало не уменьшают удовольствия и радости празднований таковых. Ибо никак не препятствуют пользоваться нам всeми плодами, каковые в празднованиях своих благоволил заключить Господь.

Се! тому свидeтельство подаете вы сами, охотно праздновать сей день собравшиеся. Прошла весна и лeто; но благорастворенная вeры вашея весна процвeтает: увяли цвeты, но не увяло ваше к Богу и Святым Его усердие. Охладeвший воздух досаждает тeлу; но теплота Духа Святаго в душах ваших не прохлаждается. Ибо благочестивый и добродeтельный Муж есть, яко древо при источниках вод, которое во всякое время приносит плод свой, и лист его не опадает. А по тому ничто не воспрепятствовало вам не ближним токмо, но и отдаленным от сего мeста, приити; и вкупe с нами праздновать любезную память Богоугоднаго Мужа. И так, дабы доказать, что мы не вотще празднуем, и что во всякое время можем собирать и цвeты и плоды спасительные; разсудим теперь о сем токмо, почему сей праздник называется Памятию.

Память Преподобнаго и Богоноснаго Отца Сергия. Когда память, надобно, дабы или мы что нибудь памятовали, или бы памятовал празднуемый нами. Память может относиться и к Особe его, и к нам. Или он памятует нас в сей день, или мы его. Памятует и он нас: памятуем и мы его. И по тому праздник сей именуется памятию. Он нас памятует, так, как свойственно Мужу, славы Божия участному, нашего спасения искренно желающему. Ежели и мы также его памятуем, как пристойно чадам Божиим, о спасении своем всегда помышляющим: то будет таковая память славная, вeчная; праздник радостный и спасительный. Спасительный для нас; а радостный не для нас токмо; но и для самаго Угодника; да и для самаго Бога и Ангелов Его. 
 
Каким образом Преподобный нас памятует, мы отнесем сие к концу нашего Слова. А теперь взойдем в самих себя, и испытаем, как мы его памятуем. 
Кажется о сем и сумнeния нeт, что мы его памятуем; и видимым образом. Ибо не забыли мы день сей, собрались в храм самый тот, гдe опочивают блаженные тeла его остатки, слушали всенощную службу, и Божественную литургию: различными пeсньми и пeниями восхваляли его; а паче Бога, дивнаго во Святых своих: возжгли пред гробом его свeщи; да сверх того, еще особенное каждый по особенному усердию, совершил молебствие пред Святыми Мощами Его. Все ли тут? все. Вышедши же из церкви, каковыми мы покажемся пред лицем не токмо Божиим, но и человeческим? Таковыми же, каковые и взошли. За какия примемся мы потòм дeлà? За таковыя же, каковыя были и прежде того. Какаяж в нас откроется послe сего перемeна в жизни, в мысли, во нравах, в сердцe, в душe? Никакой. О Христиане! таковые вопросы затруднительны: но и отвeты не благоприятны. 

 Праздновать Богу и Святым Его таким образом, как выше изъяснили, и как обыкновенно поступаем мы, конечно есть похвально, и хранить должно хотя сие; а для чего, послe скажем мы: но все сие есть еще недостаточно; ибо оно есть только наружное. Крайне страшиться должно, дабы и о нас того же не было сказано, что говорит Дух Святый о нeкоторых празднователях: приближаются Мнe людие сии: усты своими, и устами чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене, всуе же чтут Мя (Исаии гл. 29, ст. 13). Праздников ваших, паки глаголет Бог, ненавидит душа моя (Гл. 1, ст. 14). По что, Господи! яко во дни пощений ваших обрeтаете воли ваша (Гл. 58, ст. 3): то есть исполняете прихоти сердец ваших. 

Праздники Святых церковию уставлены, дабы мы подражали житию их. Для сего чтется их житие; для того им сложены разные каноны, для того поются похвальныя пeсни и величания; дабы открыть их добродeтели; а открыть для того, дабы мы сие сокровище, которое они независтно нам преподают, присвоили себe, и вложили бы оное в сердце свое. Праздник Святых есть торг Духовный: драгоцeнные товары, их Богоугодных дeл купи без цeны: внеси токмо единую чистую вeру: и возвращайся в дом свой, неся с собою сие богатое сокровище. Взошед в мироварницу странно б было, ежели б от тебя не благоухание исходило, но зловоние. Взошед во храм, Святыни исполненный, и празднуя святостию прославленному Мужу, странно б было, есть ли бы в тебe никакой не послeдовало к лучшему перемeны.
 
Церковь не есть мирской театр, гдe раб представляет Царя; но послe представления остается тот же раб: гдe слабый представляет героя; а послe остается при той же слабости. Но церковь требует, дабы празднуя Святому Мужу, тот же дух, ту же святыню себe присвояли мы, какими он достиг славы небесной. Сего точно требует Слово Божие, дабы мы память творили Святых не иначе, развe подражая житию их. Поминайте, говорит Апостол, наставники ваша, иже глаголаша вам Слово Божие: их же взирающе на скончание жительства, подражайте вeрe их (Евр. гл. 13, ст. 7). 

Но оставим общее о Святых разсуждение; а для лучшаго выразумeния и памятования коснемся кратко жития нынe празднуемаго Святаго. – Всeм вам извeстно, что он отрекся мира, и избрал жизни род уединенный, трудов и подвигов исполненный: и сей многотрудный подвиг проходил мужественно, и окончал благопоспeшно: почему яко подвигом добрым подвизавшийся, течение скончавший, вeру соблюдший увeнчан на небеси вeнцем правды. –

Наступает день его памяти: ты Христианин! приуготовляешься праздновать сию священную память; да еще и в самом том храмe, гдe залог его Святый опочивает, и на самом том мeстe, гдe он подвизался. Прежде всего надлежит тебe помыслить, что расположен ли ты также, как он, отрещися мира и такой же подвиг проходить? 

Вeдаю, что ты тотчас от сих слов устрашишься; да еще неосновательно подумаешь, что аки бы тебя обязывают вступить в монашеское состояние, и оставивь дом и дeтей и все, удалиться в пустыню. Постой, и такими мыслями не постыждай ни себя, ни проповeдника. Не обязывают твою слабость входить на высоту совершенства Сергиева: довольно на сей час для твоего благоразумия, чтоб таковое состояние почитать совершенством Евангельскаго совeта, и ублажать тeх, которые по слeдам его идти, Духом Божиим наставлены. Примeр жизни Сергиевой не обязывает тебя вступить в монашеское состояние, и оставить дом, жену, дeтей и все, удалиться в пустыню. Но непремeнно тебя и каждаго обязывает отрещися мира, и таковый же подвиг проходить, каковый проходил и он. 

 Как! тебe и каждому надлежит отрещися мира? так непремeнно. Ибо Спаситель мира всeм дал сию спасительную заповeдь: иже хощет по Мнe идти; да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мнe грядет (Марк. гл. 8, ст. 34). Слыши! не совeт сие есть Евангельский, но заповeдь: не монахам одним данная; но всякаго без изъятия Христианина обязывающая. Слыши! обязывающая, не мира токмо отрещися; но и самаго себя: не прохладную жизнь провождать; но взять и нести Крест: и послeдовать не за учителем миром; но за Учителем Христом. Так по сему обязан ты, приуготовляясь праздновать праздник сей Богоугодно, расположить себя отрещися мира и проходить нелeностно подвиг жития Сергиева. 

 Но как отрещися мира? скажешь ты. Постыдно Христианину не вeдать сего. Да и нужды нeт изыскивать сего. Какая польза что-либо знать, а не поступать по тому? Лучше взирать на дeла того, которой отрекся мира, и жил точно по сему Евангельскому правилу. 

Се пред очами таковый примeр, который хотя б мы забыли, самый день сей может нам его на память привести! Он ни к чему мирскому, ни к богатству, ни к честям, ни к достоинствам, ни к славe временной, ни к выгодам плотским не только пристрастен не был; но и ничего от мира не заимствовал, кромe самой нужной пищи, пития и одежды, да воздуха. Вот сие-то есть отрещися мира! Хранил он всегдашнее воздержание, чистоту душевную и тeлесную: терпeнием и смирением и непрестанным трудолюбием препобeждал всe искушения и козни диавольския. Вот сие-то есть взять и нести Крест! Притом к миру сему яко преходящему и тлeнному не прилипала душа его: а всe свои мысли и желания обратил к небу, почитая его своим истинным отечеством. Вот сие-то есть послeдовать не за учителем миром, но за Учителем Христом! 

С таковым ли ты, расположением приходишь праздновать Угоднику Божиему? Ежели с таковым: освящаешь ты день сей; освящаешь самаго себя; прославляешь церковь; возвеселяешь дух Праведника сего: и благословение Божие на главe твоей. –

Но таковое, де, расположение есть многотрудно. Вeдаю то и я. Вeдаю, что гораздо легче, отстоять всенощное бдeние, отслушать Литургию, отпeть молебен. Легко; но не толико полезно: а сие многотрудно, но и многоплодно и спасительно. То легко: ибо болeе бывает по наружности и по привычкe: а сие многотрудно; но с волею Божиею сходственно; и требует того спасение наше. –

О коликая б была честь церкви, коликая б радость Святому Мужу, ежели б в день его священныя памяти сии совершились чудеса; чтоб взошедши сюда невоздержный, вышел отсюда, рeшившись хранить воздержание; чтобы взошедший сюда блудодeянием и прелюбодeянием связанный, вышел отсюда, рeшившись хранить чистоту и цeломудрие; сребролюбивый отложил бы скупость, и стал милостивым, лeнивый принялся бы за труд, грабитель начал бы других снабжать и благодeтельствовать: одним словом, всякой бы грeшник рeшился чистосердечное во грeхах своих принесть Богу покаяние. Сие-то бы содeлало славным праздник наш. Сие-то бы прямо было то, что мы памятуем Преподобнаго Сергия; и свято совершаем память его. 

Но не дерзаю испытывать Божиих судеб. Может быть и между сими празднователями; да и конечно, уповаю на благость Божию, что и между сими празднователями суть таковые угодники Божии, которые с чистою вeрою, и с добрым житием празднуют и сей день, и другие дни Господни.

Но со всем тeм церковь Божия радуется, взирая и обще на всeх празднователей, и их препоручает благости Господней. Ибо хотя б нeкоторые из них были еще и несовершеннаго жития; и не так бы свято праздновали день сей, как он требует: но благодарение Богу и за сие, яко охотно и радостно стекаются в храм Господень, со услаждением воспоминают имя Угодника Его, без отягощения предстоят службe Божией; и за Божию милость почитают, яко сподобились быть участными празднования сего. Сие по крайней мeрe доказывает, что они уже взошли в преддверие Господне: есть, есть благая надежда, что воззрeв на них милостиво человeколюбивый Господь, введет их и во внутренность святилища славы, рукою Угодника своего. 

Бог печется о всeх и о каждом из нас. В воздаяние, что мы памятуем Святых Его, дарует и Он сию благодать Святым Своим, чтоб они памятовали нас. Конечно памятует нас празднуемый Праведник. О когда б мы его так памятовали: как он памятует нас! Ежели он в жизни сей, еще отягощенный плотию, всeх памятовал: ибо о всeх молился; всeх притекавших к нему миловал, наставлял на путь истинны, и был усердный для каждаго ко спасению руководитель: то позабудет ли он нынe нас? Нынe, предстоя Престолу славы, созерцая в Богe, яко в зерцалe, всe нужды наши и прошения; нынe, яко друг Божий, оставит ли молениями своими испрашивать нам благодатнаго Божияго посeщения; дабы течение жизни сея совершив мы Богоугодно, славы его вeчной участными быть сподобились. Аминь.

Говорено в Троицкой Лаврe 1796 года Сентября 25 дня.
Архиеп. Платон. Поучительныя слова. т. XVIII.МОСКВА, Университетская Типография, 1798.
 
 

Написать комментарий