Надежда на помощь Божию и уничтожение гордости

Надежда на помощь Божию и уничтожение гордости

Наставление прп. Стефана Вятского. Ничто так не делает душу слабой и нерадивой в деле спасения, как самолюбие и своеволие – родители и питатели страстей плотских; потому и должно отвергаться себя и насиловать, принуждать к добру. Труд и смирение потребны тому, кто хочет быть свободным от плена греховного; и Давид взывал: Посмотри на смирение мое и на изнеможение мое, и оставь все грехи мои (Пс.24:18). В гордых сердцах царствует грех, а в смиренных пребывает благодать (см. Иак.4:6;1Пет5:5) – и царство злобы уничтожается. Сердце сокрушенное Бог восстанавливает в надежде и сознающего нищету и убогость своей души поднимает от гноища страстей; потому и не должно отчаиваться, когда видишь себя в душевном бедствии, погибающим от греховных ран. Или, как говорит святитель Филарет, митрополит Московский: «чувство немощи употребляй не на то, чтобы унывать, но чтобы отвергать надежду на себя и молитвой о помощи переходить к надежде на Бога». Ибо Господь Свою спасительную силу всегда показывает в безсилии и слабости нашей: Сила Моя, – говорит Он, – совершается в немощи (2Кор.12:9).

«От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой» (антифон 4-го гласа), – поет Св. Церковь от лица спасаемых, освобождаемых от порабощения греху силой Божьей. Ибо долго не перестают бороть душу плотские страсти, пока совершенно не уверится человек, что не своей мудростью и старанием, но Божьей помощью и заступлением он освобождается от плена греховного. Если человек не будет на время оставлен и презрен Самим Богом, как бы совершенно порабощен закону греховному, действующему в членах его (см. Рим.7:23), – так что ни от дел своих, ни от Бога не увидит себе помощи, – то и не познает себя, не сокрушится сердцем и не сочтет себя последнейшим, худшим из всех. В этом проявляется Божие промышление о спасаемых, чтобы смирить их и затем возвести на высоту безстрастной, блаженной жизни. Для того и борют нас плотские страсти, чтобы мы познали свою немощь, как и Давид, говоривший: Избавь меня, ибо я беден и нищ (Пс.108:22), – и чтобы полагали спасение в одном только Боге: Ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф.1:21). Потому невозможно иметь свободу от плотских желаний и быть чистым от страстных помышлений, покуда кто-либо надеется на самого себя. Но кто держится смирения, сокрушения и надежды на милость Божию, тот сподобляется части спасаемых и вменяется в числе праведных; и ему говорит Господь, как и апостолу Павлу: Довольно для тебя благодати Моей (2Кор.12:9). Я есть Господь Бог твой, милующий тебя и исцеляющий все недуги твои.

Не удивляйся, как чему-то странному, если увидишь себя безсильным в борьбе с греховными похотями, и не думай, что это случается с тобой одним: многие из святых то же самое терпели. Послушай, как сетует о несчастьях своих святитель Григорий Богослов: «О, душа моя, как ты греховна и достойна наказания! О, смертные, как суетна и уничиженна гордость наша! И легкий ветер уже колеблет нас. В человеке все непостоянно – как добро, так и зло: и то, и другое близко между собою. И злой не знает, каков конец его, и добрый не уверен, всегда ли будет добродетелен. Когда был я отроком, невинность мною руководствовала, целомудрие покоряло себе чувства мои и зажгло в сердце моем горячую любовь к Божественной премудрости. Но ныне, невзирая на приобретенные мной познания, невзирая на совершенный возраст мой, едва влачу ноги мои, как пьяный: враг тайно вкрадывается в сердце мое и похищает добрые намерения. Иногда дух мой воспаряет к Богу, а иногда свергается в бездну мира, столько ран нанесшего моей душе. Но хотя и господствует надо мною грех, хотя и потопляет меня враг в водах беззакония, однако вижу я состояние мое, знаю, кто я и куда бы желал взойти. Вижу глубину моего падения и всю бездну, в которую еще мог бы погрузиться».

«Когда же предаемся мы (Богом) неискусному уму, – говорит другой святой, преподобный Исаак Сирин, – и начинаем снова творить неподобное, то не будем нерадеть об исправлении жизни, ибо поползновение ко греху и у праведников бывает; но оставаться во грехе – это уже следствие омертвения души. Бог заменяет исполнение Его заповедей покаянием, печаль о грехах вменяет нам вместо добродетели: такова Божия благость! Но кто в надежде на покаяние предается греху, тот Божью благодать обращает в потворство ко греху и, тяжко согрешая этим, не достигает того состояния, в котором мог бы очиститься от грехов; так и умирает грешником нераскаянным». Итак, не будем же нерадеть о своем спасении, не будем и отчаиваться в исправлении, в том и другом случае прилагая грехи ко грехам. Никому не заповедал Господь поступать нечестиво и никому не дал дозволения грешить (Сир.15:20). Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? (1Пет.4:8) Человек мудрый во всем будет осторожен и во дни грехов удержится от безпечности (Сир.18:27). Он обратится ко Господу всем сердцем и будет молиться пред лицем Его день и ночь, пока не пройдет беззаконие (Пс.56:3); он будет жив, не умрет; ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему (Иез.33:15,16).

Преподобный Стефан Вятский «Красота девства»


Написать комментарий