О силе веры, упования и терпения в молитве

О силе веры, упования и терпения в молитве

Слово в Неделю 17-ю по Пятидесятнице святого праведного Иоанна Кронштадтского
Ныне читано было, братия мои, из евангелия от Матфея повествование о неотступном прошении ханаанскою женщиною Иисуса Христа за бесноватую дочь свою (Матф. 15, 21-28).
Поучительна для нас, братия и сестры, эта хананеянка — мать! Любовь к дочери, жестоко страдавшей от бесовской мучительской силы, побудила ее искать спасения несчастной у божественнаго, всемогущаго Чудотворца, — и она не отстала от Благодетеля и Спасителя, доколе не получила просимаго, хотя и были не легкия искушения ея вере и дерзновению! Ей был, по видимому, отказ и раз и два и три, но она не смутилась; не отчаялась, не сказала: нет, не стану более просить и безпокоить, видно я — недостойна; но все питала твердую надежду на Чудотворца. Сначала Сердцеведец не отвечал ей ни слова на ея просьбу — для того, чтобы возбудить в ней сильнейшую веру и надежду и пламеннейшую молитву, ибо от препятствий вера и надежда с молитвою более и более получают в иных силы и крепости, более возгараются, тогда как в маловерных и слабодушных — ослабевают или и совсем погасают. Действительно, хананеянка не ослабела в вере, уповании и молитве, но еще сильнее стала просить и кричать, идя вслед за Господом и учениками, так что за нее стали они ходатайствовать, чтобы отпустил ее. Господь, как бы не желая слушать ни ее, ни учеников, говорит, что Он послан только к погибшим овцам дома Израилева, т. е. к евреям, коим даны были обетования, откровения, пророчества о пришествии Его в мир и спасении чрез Него людей. Не смотря на вторичный отказ, она подходит к Самому Господу, кланяется и говорит: Господи! помоги мне. Приметьте, сколь велика ея вера, упование, дерзновение! Будучи язычницей, она исповедует Его Господом, Сыном Давидовым, всемогущим Царем духов, уповает на Его безконечную благость, обемлющую не только евреев, но и язычников, и как раба Господу, или лучше, — как дщерь Отцу, смело говорит: Господи! помоги мне. Когда же Господь сказал: не хорошо взять хлеб у детей, и бросить псам, разумея под псами язычников, не ведавших истиннаго Бога, к числу коих принадлежала и эта женщина; — она ни мало не оскорбилась таким названием, сознавая, что она достойна такого поноснаго имени, и сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которыя падают со стола господ их. Такая вера, такое упование, смирение, терпение были приятны Спасителю, — Он похвалил ее за великую веру и сказал: о, женщина! велика вера твоя, да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ея в тот час. Да, такой матери стоит рукоплескать! Такую же веру Господь нашел в одном сотнике римском, тоже бывшем идолопоклоннике, у коего был при смерти любимый слуга, исцеленный Господом по просьбе и великои вере сотника, — и в похвалу его Господь сказал: Я и в Израиле такой веры не нашел (Матф. 8, 10). После этого я скажу всем вам, братия и сестры: научитесь так веровать, так надеяться и так просить Господа или Божию Матерь, с такою смелостию и неотступностию, как просила хананеянка за дочь свою, как просил сотник за слугу своего: и получите по желанию, если оно угодно Богу и вам на пользу. Просите, говорит Господь, и дастся вам; ищите, и найдете; стучите и отворят вам (Матф. 7, 7). Хананеянка изображает душу нашу; бесноватая дочь ея — многострастную плоть нашу, на всякий день беснующуюся разными страстями. В какой беде была хананеянка и дочь ея, — в такой беде находимся и мы с вами. От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой! (Антиф. 4-го гл.) Отчего страсти, эти бесы, действующие в сердцах, так нагло господствуют нередко над людьми, мучат, терзают, срамят одержимых ими людей? Оттого, что эти люди не имеют крепкой веры, не молятся горячо и неотступно, не имеют твердаго желания избавиться от них. О, кто бы нам послал такую мать, как хананеянка, которая бы помолилась о нас ко Господу с такою же верою, надеждою и любовию, как та о своей дочери, чтобы ради ея молитвы Господь помиловал нас и изгнал из нас страсти наши, исцелив нас от бешенств наших? Ибо плоть наша зле беснуется. Но братия, не хананеянке чета есть у нас Молитвенница и Ходатаица непостыдная и премилосердая, Сама всеблагая и Пречистая Матерь Бога нашего, готовая всегда ходатайствовать пред Сыном Своим и Богом о избавлении нас от бешенства и неистовства страстей, только бы мы к Ней всегда с верою и упованием, в покаянии, от искренняго сердца прибегали с молитвою о помощи. Ея ходатайство всесильно, верно, благонадежно, ибо Она — Мать Самого Господа и Творца твари, и Сын Ея и Бог, как должник Матери, — исполнит всякое Ея прошение за нас. К Ней, в Ея державный покров, будем всегда прибегать. Но и сами будем изощрять и умножать свою веру в Господа, свое упование и свою любовь к Богу и ближним и непрестанно прибегать в покаянии к Самому Господу, как та хананеянка; ибо Господь всем нам дал право обращаться смело и к Нему Самому: просите, и дастся вам; и еще: все, о чем попросите в молитве с верою, получите (Матф. 21, 22). Так, братия и сестры, велика сила веры! Чем сильнее вера наша, тем большую силу Божию спасительную привлекает она к человеку, и нет греха, нет столь великой скорби, беды, от коих не могла бы спасти вера. Она грехи очищает, от страстей избавляет, демонов прогоняет; скорби врачует, болезни исцеляет, от смерти избавляет; мертвых воскрешает; — врагов претворяет в друзей, грешников — в праведников; она горы преставляет; она всякия чудеса содевает. Один гражданин в некотором городе, живущий верою и ведущий упорную брань со страстями, как воин Христов, говорил мне в беседе со мною, что он ежедневною и ежечасною молитвою покаяния и веры почти непрестанно восхищает у Бога спасающую его от всех грехов и страстей силу, что при безчисленных искушениях и внутренних грехопадениях, он в конце концов всегда является победителем страстей и прогонителем бесовских мечтаний и наваждений, разрушителем козней демонских, — словом, что он по милости Божией и по вере Божией, данной ему, есть постоянное чудо сам для себя. Вот что значит молитва веры, молитва покаяния! Так будем веровать, так будем молиться и так будем побеждать свои страсти! Аминь. 
Источник: Полное собрание сочинений Протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. Том 2-й. (Заключающий в себе полный годовой круг слов, поучений и бесед). — Издание второе, исправленное автором. — СПб.: Типография В. Ерофеева, 1894. — С 499-503. 


Написать комментарий