Что есть, когда нечего есть

Что есть, когда нечего есть

Древние люди не имели ничего и поэтому умели все. С помощью топора и терпения они могли добыть себе мамонта. Всемирное оледенение не ввергло их в отчаяние. Они умели добывать огонь трением палочек друг о друга, они умели ловить рыбу руками, погоду на завтрашний день они определяли по яркости звезд, каменным скребком выделывали шкуры и пр.

Современные же люди теряются, если в их квартире отключили батареи центрального отопления или электричество. Даже с помощью спичек они затрудняются развести костер, не хватает терпения поймать окуня новейшим спиннингом, не отличают искусственный мех от натурального, а слово «мездра» их вводит в ступор. Горожане зависимы от тысяч неизвестных им людей, которые где-то сеют пшеницу и пасут скот, греют воду и направляют ее краны с обозначением «гор.» в ванные и на кухни, выпускают электролампочки и шьют одежду. Все вместе мы можем все. По отдельности – почти ничего. Мы ничего не умем – и живем хорошо, наш далекий предок умел все и жил плохо.
 
Готовность и умение действовать в любой ситуации рождает уверенность. Уверенность вытащит из любой самой экстремальнлой ситуации. Любой че6ловек способен сделать во сто крат больше, чем может предполагать. Надо лишь знать, что делать. Никто не застрахован от трагического случая. Покорно его ожидать, значит безслано погибнуть. Готовиться к нему, значит, наверняка выжить. 
 
Что есть, когда нечего ест В экстремальных ситуациях (катастрофы, войны, аварии и пр.) существуют факторы, угрожающие жизни человека. К ним относятся: болезни, стихийные бедствия, голод, жара и сопутствующая ей жажда, холод, страх, переутомление, одиночество, неправильная организация отношений, если это группа. Стоит остановиться на голоде. Этот фактор дорогого стоит и пренебрежительго относиться к нему опасно.
 
 В медицине достаточно хорошо изучено влияние голода на физиологию человека. Экспериментально установлены сроки безопасного и голодания в зависимости от пола, возраста, климатических и прочих условий. Голод страшен тем, что усиливает поражающее действие прочих неблагоприятных факторов. Он подтачивает силы человека изнутри, после чего на него наваливаются другие факторы и недуги. Например, голодный человек замерзает в несколько раз быстрее, чем сытый, он чаще заболевает и тяжелее переносит течение болезни. При длительном голодании замедляется реакция, ослабевается умственная деятельность, резко падает работоспособность.
 
 Рассмотрим наиболее доступную на первых порах возможность обезпечить запас продуктов за счет сбора дикорастущих съедобных растений. В нашей стране насчитывается свыше двух тысяч растений, полностью или частично пригодных в пищу. А во всем мире подобных пригодных в пищу растений существует более 120 000 разновидностей.
 
Практически любая географическая зона, исключая плавучие льды Северного Ледовитого океана и ледники высокогорья, может обезпечить человека вегетарианским обедом, где будет салат, первое, второе, третье блюдо, а возможно, и экзотический десерт. 
 
 У растений бывают съедобными: корневища, луковицы, стебли, побеги, почки, листья, цветы, семена, плоды, орехи, шишки и пр. Одни части растений можно употреблять в пищу в сыром виде, другие – после тщательного проваривания, жарки или другой термической обработки, а также сушки , вымачивания и других способов.
 
 
Что есть, когда нечего естНаибольшей пищевой ценностью обладают орехи, плоды и клубни. Самые урожайные почвы расположены вблизи водоемов – рек, озер, болот. Такие съедобные растения как камыш, рогоз, тростник нередко стоят сплошной стеной. На поверхности воды плавют кувшинки и водяной орех, почитаемый за лакомство еще древними египтянами. Из предварительно высушеных и смолотых в муку корневищ многих водных растений можно выпекать хлебные лепешки и варить каши- толкуши.
Съедобными являются отдельные составные части деревьев, например, шишки, желуди или заболонь – тонкая, прилегающая к стволу молодая кора.
Сосна может предложить пять годных в пищу частей: нераспустившиеся цветочные почки, молодые побеги, заболонь, шишки и, в качестве витаминного напитка хвою.
У березы, кроме заболони и сока, можно употреблять почки и молодые листья, которые содержат до 23% белковых веществ и 12% жира.
К съедобным деревьям можно отнести дуб. Желудем дуба издревле спасались от голода жители Европы. Собирали желуди в конце сентября или сразу после первых заморозков. Сырые желуди в пищу не пригодны из-за обилия в них дубильных веществ. Поэтому их очищали от кожуры, разрезали на 4 части и заливали водой, вымачивая в течение 2 суток, меняя воду 3 раза в день для устранения горького привкуса. Затем снова заливали водой в пропорции 2 части воды на 1 часть желудей и доводили до кипения. Сваренные желуди рассыпали тонким слоем на открытом воздухе на деревянном противне для предварительной просушки, а затем досушивали в печи или на плите, пока желуди не начинали похрустывать, как сухари. После их толкли или размалывали. При этом крупа грубого помола шла на каши, а мука для выпечки лепешек.
 
Приведем некоторые старинные  рецепты кушаний, приготовленные из деревьев.
"Далее приготовляется сушеная рыбья икра, которая предназначается , главным образом, для мужчин, отправляющихся в лес для добычи  диких зверей. Имея при себе один-единственный фунт этой сушеной икры, камчадал обезпечен провиантом на целый месяц, ибо когда ему хочется поесть, он срезает кору березы, снимает верхнюю мягкую кору, а твердую ее часть, прилегающую  ближе всего к стволу дерева, намазывает небольшим количеством взятой с собой рыбьей икры, а затем поедает ее, как сухарь, или как бутерброд, что и составляет всю его пищу".
 
Кора березы в  большом употреблении, ибо жители, оскобляя у сырого дерева корку, рубят оную топориками, как лапшу мелко и едят с сушеной икрой с таким удовольствием, что в зимнее время не найти камчатского острожка, в котором бы бабы не сидели около березового сырого кряжа и не крошили объявленной лапши каменными или костяными топориками своими".
"Сушеная заболонь лиственницы или ели, свернутая в трубку и высушенная, не только в Сибири, но и в России до Хлынова и до Вятки в голодные годы идет в пищу".
 
Мы надеемся, что приведенные строки убедили скептиков в том, что деревья можно использовать не только в качестве дров, строительного материала, но и подавать к столу. Наиболее питательна и вкусна заболонь (иногда ее неправильно называют лыком) весной в период соковыделения и интенсивного роста дерева. Хотя, в принципе, ее можно использовать в гастрономических целях и летом и осенью, а зимой в качестве пищевой добавки к другим продуктам.
 
Что есть, когда нечего естПри заготовке заболони ее лучше всего снимать у основания ствола, где она наиболее питательна и сочна. Способы добычи заболони бывают различными. Самый простой - это сделать ножом или топором два глубоких круговых горизонтальных надреза и два соединяющих их вертикальных. Снять верхнюю кору, поддев ее с одной стороны ножом. 
 
Также заболонь можно есть и в сыром виде - вкус у нее сладковатый. Значительно улучшает вкусовые качества продолжительная варка. Опущенная в кипящую воду, она постепенно разбухает, размокает и превращается в единородную желатиновую массу, которую слегка остудив, можно есть. Если же эту "кашу" высушить на камнях, раскаленных на костре или другой импровизированной сковородке, то полученную муку можно использовать для выпечки хлебных лепешек.
 
Наиболее питательной считается вторичная кора у березы, ивы, клена, сосны, лиственницы, осины, ели, тополя. Также у всех этих деревьев, кроме лиственницы, съедобны почки и молодые побеги в сыром, но лучше в проваренном виде. Питательны натеки испарившегося и загустевшего на стволах сока, напоминающего жевательную резинку. 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 



Написать комментарий