О послушании в монастыре

О послушании в монастыре

Монастырь точно есть место спасения и обитель спасающихся, но то и другое невидимо; видимое же все представляется житейским. Там идут два порядка жизни: один внутренний, а другой внешний. Послушания, какие налагаются в монастыре, все касаются сей внешней жизни. Не знающий, что эти послушания необходимы только потому, что мы приносим в монастырь с собою тело и что дело спасения душ должно идти среди сих послушаний своим чередом, с первых шагов может отворотиться от монастыря, почитая их не соответствующими своим целям и своему настроению, или… все дело монашества ограничивать только сими послушаниями… и потрудиться напрасно…

В монастырь тянет не грамота, а особое Божие звание. Монастырская жизнь не так трудна, как кажется. Не труды там тяжелы, а неимение своей воли: делать что прикажут, и сестрам, и начальницам, и распорядительницам надо покорствовать… За это в награду Бог дает внутренний мир, покоющийся в лоне смирения.
В монастырях - есть ещё благодать Господня.

(Свт. Феофан Затворник, из книги «Мудрые Советы Святителя Феофана из Вышенского Затвора. (О монастыре). Изд. Правило Веры. Москва 1999г.)

 
Общее послушание паче всего содействует к избавлению от гордости. На общем послушании человек обучается духовному искусству, если захочет, и, когда на вещи смотрит просто, многое принимая за шутку.
(Преподобный Амвросий Оптинский.)

От послушания рождается смирение, от смирения же бесстрастие.
(Подвижнические слова. Лествица.)

«Послушание лучше жертвы и приятнее Богу, ибо в жертвах заколается чужая плоть, а в послушании собственная воля».
(Свт. Григорий Великий.)

«Послушание искореняет все страсти и насаждает всякое благо, приводит Сына Божия обитать в человеке, возводит человека на небо и творит подобным Сыну Божию, который послушлив был своему Отцу, даже до крестной смерти»
(Прп. Варсонофий.)

«Когда кто-то приходит в монастырь для того, чтобы стать послушником, то совершенно очевидно, что он приходит не ради игумена или монастыря.

«Велики достижения хорошего послушника. Те, которые послушны и не огорчают своего старца, наследуют ангельские венцы».«Послушанием великую благодать получает послушник»

«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших. (Евр.13,17).
«Послушание – это не только послушание старцу, но и послушание всякой заповеди Божией. Здесь повелевает старец, но сперва повелевает Бог Своими заповедями: «Сотвори сие».
« Если человек совершает послушание, то за этим следует пользование плодами этого послушания».

«Где порядок, там и мир. Где мир, там и Бог». «Послушники выполняют свое послушание. Не творят своей воли. Своя воля изгнала первозданных людей из Рая. Покорность воли Христа Своему Отцу снова ввела их в Рай, и так восторжествовало послушание».

«Если бы Христос как Человек не сотворил бы послушания, не отсек бы Свою волю, то человек бы не спасся! Точно так, как не спасется и тот человек, который держится за свою волю и делает то, что хочет сам.».
« Монашеское житие требует совершенное послушание».

Из книги «Жемчужины подвижнической мудрости». «Три слова о послушании», Архимандрит Ефрем Святогорец, игумен афонского монастыря прп.Филофея.
Изд. Троице-Сергиева Лавра. Москва 2001г

Написать комментарий