К обсуждению проекта «Положения о монастырях и монашествующих»

К обсуждению проекта «Положения о монастырях и монашествующих»

В настоящее время продолжается обсуждение проекта документа Межсоборного присутствия «Положение о монастырях и монашествующих». Его появление свидетельствует о том, что, по мнению нашего священноначалия, у нас с монашеством не все в порядке, а данный документ призван навести необходимый и недостающий порядок. Однако весьма сомнительно, что обновленческие и модернистские реформаторы смогут как-то улучшить положение православного монашества - хранителя святоотеческого предания нашей Церкви. В настоящее время это наиболее духовно здоровая часть Русской Православной Церкви, хотя, конечно, и тут имеются недостатки.

Но если что и нуждается в скорейшем и коренном реформировании, так это церковное управление, которое в настоящее время по большей части контролируется экуменически настроенными иерархами, учениками известного своими еретическими взглядами митрополита Никодима (Ротова). Однако такого рода реформирование при существующем порядке вещей нереально. Очищение Церкви от всех обновленческих архиереев произойдет только при православном Царе, как об этом пишет блаженной памяти архиепископ Феофан Полтавский: «В России будет восстановлена монархия, самодержавная власть. Господь предызбрал будущего царя. Это будет человек пламенной веры, гениального ума и железной воли. Он прежде всего наведет порядок в Церкви Православной, удалив всех неистинных, еретичествующих и теплохладных архиереев. И многие, очень многие, за малыми исключениями, почти все будут устранены, а новые, истинные, непоколебимые архиереи станут на их место...».

И вот тогда встанет вопрос об улучшении монашеской жизни. Как это примерно может происходить, можно увидеть на примере священномученика Гермогена Тобольского. В 1901 г. он был хиротонисан во епископа Вольского и ему был вручен в управление Спасо-Преображенский монастырь в Саратове. Этот монастырь и его братия вызывали нарекание у саратовского духовенства и мирян своим поведением. Перед святителем Гермогеном стояла задача преобразить жизнь монахов, приблизить ее к монашескому идеалу. За образец он взял такие благоустроенные на тот момент иноческие обители, как Валаамская, Соловецкая, Оптина Пустынь, афонские монастыри и скиты.
По его благословению в монастыре были введены строгие общежительные порядки иноческой жизни: точный и истовый уставный чин богослужения и молитв. Для этого он пригласил из Киева нескольких монахов, при помощи которых завел в монастыре обычай пения по киевскому напеву. Также святитель установил регулярное чтение святоотеческих поучений за богослужениями и чтение житий святых за общей монастырской трапезой. Всех монахов обязал ежедневно и неукоснительно посещать утренние и вечерние богослужения и трапезу. При обители была открыта библиотека. Это были первичные меры по упорядочению монашеской жизни в обители.
Следующей задачей владыки стало учреждение старчества и скитского образа жизни для некоторых иноков, ищущих полного уединения и отшельничества. С этой целью он обратился в Оптину Пустынь, в Свято-Андреевский скит на Афоне, а так же послал доверенных монахов в Киев и на Новый Афон, где в то время существовали опытные в духовной жизни монахи. После многих и усиленных поисков в Спасо-Преображенский монастырь собрались монахи с Старого и Нового Афона, Киева, Грузии и других мест нашей необъятной Родины. Среди них были и опытные в духовной жизни подвижники и старцы. Владыка предоставил им полную свободу устраивать жизнь обители по монашеским и святоотеческим правилам. Благодаря принятым святителем мерам, произошло подлинное преображение духовной жизни Спасо-Преображенского монастыря. Обитель пришла в цветущее состояние. И, самое главное, она сделалась способной к произведению новых подвижников и старцев.

Вот как происходит подлинное возрождение духовной жизни православногомонашества. Других же каких-либо способов не существует. И в будущей царской России, которая, по пророчествам старцев несомненно грядет, возрождение монашества пойдет именно по этому святоотеческому пути. А от обновленческих реформаторов пользы мало. Под видом реформ они уничтожат и то хорошее, что у нас еще, милостью Божией, сохранилось.
Александр Павлов

Написать комментарий