Cердечная молитва принадлежит только благодати Божией

Cердечная молитва принадлежит только благодати Божией

Митрополит Иоанн (Снычев) о молитве.Творить постоянно молитву не есть достояние только монахов, она необходима и для мирских. Апостол Павел всем заповедует непрестанно молиться. Только молись со смирением и не допускай злобы. 
Дай мне твое сердце, с. 303

Да будет молитва ваша, по словам святителя Игнатия Брянчанинова, «жалобой к Богу на насилующий нас грех». 
Голос вечности, сс. 274-275

Как можно, имея в сердце раздражение, гнев или злопамятство, спокойно совершать, допустим, молитвенное правило?! Никогда в таком состоянии мы не принесем молитву чистосердечную, потому что раздражение и гнев, а тем более злопамятство обязательно осквернят в нас чистоту нашего внутреннего ока, чистоту молитвы. И всякий раз, когда мы приступим к совершению молитвы, всякий раз помысл раздражения и гнева будет возвращать нас мысленно к той обиде, к тому оскорблению, которую причинили нам ближние наши. Возвращать с такою силою, что мы не сможем удержаться от зла. Помыслы будут внушать нам, что обидчик досадил нам не спроста, а с целью, да не бес ли в нем? И так враг будет возбуждать в нас злые помыслы без конца, чтобы окончательно разрушить в нас чистоту молитвы. Вот и подумайте, можно ли при раздражении нашем совершать чистую молитву? Нет, нет и нет! 
Голос вечности, с. 93

Верно твое мнение, что молиться можно тогда, когда к этому располагает вся служба. Это время приобретения, потому что в такие минуты, даже если все будет идти наперекор, ты будешь побеждать и молиться. 
Дай мне твое сердце, с. 20

Если во время молитвы к тебе приходят худые помыслы и ты их отгоняешь, то они не вменяются нам во грех. Не страшись их, но продолжай борьбу. Господь поможет. Достигай чистой, нерассеянной молитвы. А это возможно только тогда, когда сердце наше и ум будут всецело устремлены к Богу и пленены Его любовию. Тогда, имея внутренний огнь Божественный, мы ничего и никого не будем замечать, кроме своей немощи и Единого во святых почивающего Бога. 
Дай мне твое сердце, с. 21

Молитва должна приходить не извне, а из души. Однако силу свою она приобретает извне, когда бывает ответное действие от Бога. 
Дай мне твое сердце, с. 23

Молитва с унижением и осуждением других не бывает приемлема Господом. Потому ты напрасно, унижая Патриарха <Алексия (Симанского)>, возвышаешь нас и молишься только о нас. Такой молитвы обо мне и о Владыке <Мануиле (Лемешевском), духовном отце владыки Иоанна (Снычева)> я не желаю. Если хочешь, молись, как нужно, а так, как ты молишься о нас, лучше не молись. Поступи вот как: когда диакон будет произносить «о Великом Господине... Алексии» и т.д., ты в это время добавляй: «И архиепископе Мануиле, и иеромонахе Иоанне»... Это будет приятно и угодно Богу. Учись молиться без осуждения. Помни, что мы обязаны молиться о первосвятителе и правящем архиерее, чтобы они правили истинно. Не давай перегиба в благочестии. 
Дай мне твое сердце, с. 30

К стяжанию внутренней молитвы необходимо стремиться, и если у тебя это есть, то ты идешь правым путем. Но только об одном прошу тебя: отнеси все к помощи Божией и не допусти самопревозношения.
Дай мне твое сердце, с. 46

Ты спрашиваешь, как непрестанно молиться, когда от молитвы отвлекают сон, беседы и проч.? Непрестанно молиться - это значит всегда иметь молитвенную настроенность и мысль о Боге. Конечно, во время сна и бесед с другими ты не можешь творить непрестанную молитву, но мыслить о Боге можешь, и по окончании разговоров или сна сразу переключаться на молитву тоже в твоих силах. 
Дай мне твое сердце, с. 203

Ты спрашиваешь, отчего теряется сердечная молитва и как ее возгревать? От разных причин: оттого, что мы допускаем самомнение, от раздражения, озлобления на кого-нибудь и т.п. Впрочем, ...сердечная молитва принадлежит только благодати Божией. Когда она нас посетит - нам бывает легко молиться; а когда оставит на время - становится трудно. Ты спросишь, для чего же она оставляет человека? Для того, чтобы мы, вкусивши сладости, не отнесли бы ее к своим усилиям, а во время горечи взыскали бы небесного блага и еще больше стали преуспевать в доброделании... Подготовлять в себе почву для сердечной молитвы можно путем размышления о любви и благости Божией к людям, о своих недостоинствах и путем глубокого смирения. 
Дай мне твое сердце, сс. 226-227

О Иисусовой молитве. Как ее достигнуть? Сие от нас не зависит. Она тоже принадлежит действию благодати Божией. Ты только трудись даже в том случае, когда не чувствуешь в себе теплоты от ее произношения. Непрестанный труд со смирением вознаградится Господом, и ты незримо и таинственно ощутишь, как молитва в тебе будет твориться сама собою. Только люби Бога всем своим сердцем. 
Дай мне твое сердце, с. 227

Боюсь учить тебя Иисусовой молитве, ибо я сам не умею ее творить. Скажу только одно: если она не укладывается в одно дыхание и выдох, то этим не смущайся. Во сколько умеешь, во столько и твори. Главное, чтобы при произношении было внимание и сердечное сокрушение. 
Дай мне твое сердце, с. 239

Удовлетворяться совершенным правилом нельзя. Это есть самодовольство. Свое угождение Богу не измеряй количеством прочитанных молитв. Оно должно слагаться из общего доброделания. 
Дай мне твое сердце, с. 337

Так, как ты молишься, - это не молитва. Надо стремиться к тому, чтобы молитва домашняя и церковная была чистой, богоугодной. С этого и надо начинать свой подвиг. Приходят мысли на молитве - отгоняй их и внимай тому, что поют и читают в храме. Стой со страхом перед Богом, а не броди своим умом по миру. 
Наука смирения, с. 204

Сухость в молитве и удаление молитвы из сердца - плоды нашего осуждения и пустословия. 
Наука смирения, с. 195

Желание того, чтобы на молитве явилось тебе какое-то чудо, - желание прелести. Бойся этого. А вот видеть свои грехи - это дело спасительное. Об этом проси Господа и приноси посильное покаяние. 
Наука смирения, с. 207

Богу спешные и бездушные молитвы не нужны. Лучше сократи молитвенное правило, но соверши его чисто, с усердием. 
Наука смирения, с. 225

Чтобы молитва сопутствовала нам во время работы, для этого необходимо, по примеру преподобных отцов, одухотворять предметы и от них переноситься к премудрости и благости Божией.
Наука смирения, с. 26

Молиться с пресыщенным чревом трудно. Значит надо умеренность, воздержание и любовь к молитве. 
Наука смирения, с. 208

Святые отцы говорят, что лукавый больше всего боится молитвы. Вот почему он и старается всяким способом уклонить человека от молитвы. Разумей сие и постарайся преодолевать леность. 
Наука смирения, с. 40

Что ты заучила утренние и вечерние молитвы - это хорошо, а вот что ты их тараторишь - это уже плохо. Так дело не пойдет. Надо учиться молиться, а не тараторить... Молитва - хлеб духовный, без которого останемся голодными, если не будем его вкушать. 
Наука смирения, с. 162

Молитвы церковные выше всех молитв домашних. В церкви одно «Господи, помилуй» угоднее Богу, чем целая Псалтирь, прочитанная в келье. 
Наука смирения, с. 128

Усердно трудись в молитвенном подвиге и тогда, когда на сердце сухо. Я тебе как-то уже говорил, что это - минуты приобретения, минуты проявления любви и веры к Богу. 
Время приобретения, с. 12

Т
ебе непонятны слова: «Это время приобретения». Понимай просто. Когда обстоятельства препятствуют или не располагают к молитве, а ты, препобеждая их, все же молишься, то за этот труд Господь вознаграждает сугубою милостию. Это вознаграждение и есть приобретение. Сравни воинов: когда они получают большую славу? Тогда ли, когда их силы превосходят силы противника и они побеждают, или же наоборот, когда побеждают, имея меньшие силы и плюс к этому еще препятствия? 
Дай мне твое сердце, с. 21

Если ты противостоишь помыслам рассеяния, то твоя борьба заканчивается победой и тебе посылается в конце молитвы утешение. 
Время приобретения, с. 27

Написать комментарий