Не уклониться ни в ересь ни в раскол

Не уклониться ни в ересь ни в раскол

Беседа с ученым историком С. В. Добронравовым о сложных вопросах современной церковной жизни.

– Сергей Владимирович, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к вере?

– К Православию я пришел в зрелом возрасте и, по моему глубокому убеждению, это обращение произошло по молитвам моих благочестивых предков (у меня в роду целая священническая династия).

Как и все наше поколение, я рос и воспитывался в период засилья богоборческой марксистко-ленинской идеологии, поэтому предпосылок к обретению веры не было никаких. В то время существовала мощная система «бетонирования» сознания, которая брала человека в оборот с младых ногтей, внушая неприязнь к Церкви, утверждая в сознании ложные псевдодуховные ценности, делая объектами почитания и любви не Христа и святых, а Ленина и его приспешников.

Однако через этот «идеологический бетон» в моей душе пробивались робкие ростки сомнений и недоумений. С детства я задумывался над «вечными» вопросами происхождения мира, смысла жизни и посмертной участи человека, и представления об этом, насаждаемые в средней и высшей школе в качестве непререкаемых истин, меня не удовлетворяли. Я чувствовал ложность эволюционистских теорий, на меня всегда наводила ужас и вызывала глубокий внутренний протест идея небытия человека после смерти, поэтому возникло горячее желание выстроить такую систему взглядов, которая давала бы непротиворечивые ответы на волнующие меня вопросы.

Мое желание исполнилось, когда я познакомился с Православием. Господь-Сердцеведец послал мне на жизненном пути верующих людей, которые предоставили мне доступ к православной литературе. В итоге у меня созрело решение о принятии святого Крещения. Таким образом, мое вхождение в Церковь совершилось относительно безболезненно, без каких-либо жизненных катастроф. С тех пор я пребываю в церковной ограде вот уже более 20 лет.

– Что повлияло на формирование Вашего религиозного мировоззрения в его нынешнем виде?

– Конечно, мое мировоззрение формировалось постепенно, по мере накопления знаний в области богословия, истории Церкви, церковного права и других дисциплин, но определяющую роль в этом процессе сыграли труды и проповеди приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Под их влиянием в моем сознании, изначально не чуждом либерализма, произошел поворот в сторону консерватизма, сформировалось категорическое неприятие модернизма во всех его формах и осознание его величайшей опасности для Церкви. Страшно представить, в какие дебри враг мог бы меня завести, если бы не эта воистину спасительная антимодернистская прививка на начальном этапе!

– Как Вы охарактеризуете сегодняшнее положение Церкви в мире? Какие опасности, на Ваш взгляд, существуют в современной церковной жизни?

– Враг рода человеческого всегда боролся с Церковью двояким образом: извне – посредством гонений государственной власти и антицерковно настроенных слоев общества и изнутри – посредством ересей, посягающих на самые основы веры, и реформ, разрушающих канонический церковный строй.

Наше время – не исключение, хотя оно имеет свою специфику. Так, сегодня в России мы не наблюдаем открытых гонений на Церковь со стороны государства, как это происходит на Западе под знаменем пресловутой толерантности, и в то же время видим безудержную информационную кампанию, развязанную против Церкви либеральными силами.

Что касается внутрицерковной борьбы, то главная опасность ныне – это ползучее наступление модернизма, многоликого в своих проявлениях: это и внедрение русского языка в богослужение, и попытки ревизии богослужебных текстов, и разложение канонической дисциплины, и лжемиссионерство («миссионерские» литургии, рок-«миссионерство» и т.д.), и многое другое. Однако самая опасная разновидность модернизма – это экуменизм. С каждым годом наша Церковь все активнее участвует в работе различных еретических организаций и форумов, непрерывно расширяется сфера двусторонних контактов, вошли в правило совместные молитвы с еретиками.

Нас уверяют, что экуменические встречи имеют целью свидетельствование о Православии инославному миру. Они продолжаются уже 50 с лишним лет – срок более чем достаточный, чтобы оценить достигнутые результаты. Мы вправе были ожидать положительных плодов от этих контактов, таких как обращение в Православие отдельных еретических сообществ или сколько-нибудь значимого числа еретических общин, тем более, что из истории известны случаи массового обращения еретиков и раскольников, например, присоединение к Православной Российской Церкви униатов в Польше в конце XIX века или старообрядцев во второй половине XIX – начале ХХ веков. Но мы видим, что ничего подобного не произошло. Напротив, обильно явлены отрицательные плоды: грубейшее попрание канонов, чреватое извержением из сана и отлучением от Церкви; величайший соблазн для паствы; разрушение догматического сознания экуменистов и, как следствие, подписание недопустимо компромиссных вероучительных соглашений с еретиками, что есть прямое предательство Православия.

Однако мне думается, что в ходе экуменических контактов изначально декларируемая цель постепенно трансформировалась. Возобладала идея о возможности достижения полноты общения в Таинствах, невзирая на глубочайшие догматические и канонические различия. К данной цели экуменисты близки как никогда. Здесь, вероятно, и кроется главный импульс созыва Всеправославного Собора, чтобы авторитетом мирового Православия провозгласить о преодолении тысячелетнего «раскола» и оформить объединение.

– Что подтверждает эти опасения?

– Например, в 1993 году в Баламанде (Ливан) представители большинства Поместных Православных Церквей и римо-католики подписали документ, провозглашающий взаимное признание православных и римо-католических церквей церквами-сестрами, а также обоюдное признание благодатности таинств.

В том же году в Шамбези (Швейцария) в ходе богословского диалога между представителями Поместных Православных Церквей и монофизитами (Армянская, Сирийская, Коптская «церкви») был подписан документ, содержащий обязательство сторон взаимно снять все анафемы, наложенные когда-либо в прошлом, и установить общение в таинствах.

Во время визита в Болгарию в 2007 году Предстоятель Константинопольской Церкви Патриарх Варфоломей I прокомментировал болгарскому государственному телевидению итоги Х пленарного заседания Смешанной православно-католической комиссии в Равенне (Италия). Патриарх, в частности, сказал: «Мы, православные, готовы принять первенство Рима в том виде, в каком оно было истолковано и применено <…> в первом тысячелетии <…>. Если мы, с помощью Божией, придем к согласию с католической церковью в том, что касается значения термина „первенство" <…>, то Вселенскому Патриарху не составит труда признать первенство Римской кафедры и занять второе место – то, какое он занимал до раскола».

И, наконец, приведу самое последнее сообщение, переданное в начале декабря сего года по ведущим мировым каналам религиозной информации: «Папа Бенедикт XVI направил Патриарху Варфоломею послание по случаю праздника святого апостола Андрея Первозванного, покровителя Константинопольского Патриархата, в котором призвал к „реальному и глубокому единству, даже если оно пока несовершенно", к единству, „основанному не на человеческих мотивах вежливости или приличия, но на нашей общей вере в Господа Иисуса Христа". Понтифик также призвал „с уверенностью двигаться вперед по пути, который ведет к восстановлению полного единства". На этом пути уже достигнут значительный прогресс, но его следует и далее развивать, даже если это может показаться „долгим и трудным <…>. Мы намерены продолжать работу в этом направлении", – добавил папа. Папский документ был вручен Патриарху Варфоломею президентом папского совета по содействию христианскому единству кардиналом Куртом Кохом, который прибыл в Стамбул вместе с делегацией из Ватикана на праздник святого апостола Андрея. Со своей стороны Патриарх Варфоломей I заявил, что, несмотря на трудности, „экуменический путь необратим". Он также объявил о завершении работ по подготовке к Всеправославному Собору, который будет созван в ближайшее время».

– Как мы должны противодействовать такому развитию событий?

– Мы должны пройти между Сциллой и Харибдой, т.е. избрать единственный спасительный путь, не уклонившись ни в раскол, ни в ересь. Для того чтобы не сойти с этого царского пути, необходимо не только в положенные дни и часы присутствовать на богослужениях и приступать к церковным Таинствам, но и глубоко знать основы православного вероучения. Поэтому, во-первых, давайте отринем всякую теплохладность и возьмем себе за правило изучать Священное Писание и святоотеческие труды и сверять с ними все, что говорят священники и архиереи, памятуя о предостережении апостола: Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема (Гал.1:9).

Во-вторых, нам нужно побуждать священников к ревностному служению, к исполнению своего пастырского долга, а также напоминать нашим архипастырям об их призвании быть блюстителями Христовой Истины и об исполнении ими ставленнической присяги, произносимой принародно.

Ныне настало такое время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2Тим.4:3–4). Доверившись таким «учителям», мы можем разделить печальную участь евангельского слепца, последовавшего за слепым поводырем. Поэтому, в-третьих, мы должны искать таких священников и архиереев, которые по всем вопросам учат православно, в русле святоотеческой традиции, и объединяться вокруг них.

Горе миру от соблазнов (Мф.18:7). Мы живем во время величайших духовных соблазнов, когда иной раз кажется, что земля уходит из-под ног, но мы ни в коем случае не должны предаваться унынию. Каждый из нас призван защищать веру, неприкосновенность ее догматов и канонов, требовать их неукоснительного исполнения от духовенства, активно выступать против различных проявлений модернизма, ибо молчанием предается Бог! Но делать это эффективно можно только пребывая в церковной ограде. Поэтому безрассудно и губительно поступают те, кто под предлогом соблазнов уходит из Церкви, примыкает к тем или иным раскольническим группировкам либо создает самочинные сборища. Это своего рода духовное дезертирство. Необходимо оставаться в церковной ограде и бороться за чистоту веры. С нами Бог!

– Что делать, если решение об объединении с еретиками все же будет принято?

– Решение об унии – это та черта, которую категорически нельзя переступать, чтобы не погибнуть духовно. Если это произойдет, то принявшие унию архиереи таким шагом поставят себя вне Церкви и явятся волками в овечьих шкурах.

Мы должны помнить пророчества великих подвижников благочестия ХХ века – преподобный Лаврентия Черниговского, Кукши Одесского и других, которые предупреждали, что настанет время, когда кругом будут чины церковные, купола станут золотить, храмы строить, но ходить в них уже будет нельзя, потому что благодати там не будет. А благодать отойдет потому, что будет господствовать ересь.

Тогда настанет время действовать по призыву святого апостола Павла: Выйдите из среды их и отделитесь, и не прикасайтесь к нечистому(2Кор.6:17). Если экуменистам удастся осуществить свои зловещие планы по достижению унии с еретиками, я верю, что любящие Бога архиереи соберутся на истинный Собор и предадут анафеме всех еретиков и отступников. Церковь Божия сохранится, ибо, по Евангельским словам, врата ада не одолеют ее, но, возможно, она будет представлять собой совокупность отдельных общин вокруг верных священников и архиереев. Некоторые великие подвижники благочестия, например, архиепископ Феофан (Быстров), связывали избавление Церкви с фигурой грядущего Царя, который наведет порядок, «удалив всех неистинных, еретичествующих и теплохладных архиереев. И многие, очень многие, за малыми исключениями, почти все будут устранены, а новые, истинные, непоколебимые архиереи станут на их место». Да будет на все святая воля Господня!

Газета «Православный Крест» №24 (72) от 15 декабря 2012 г.

Написать комментарий