Русская девушка, царевна, святая мученица Ольга

Русская девушка, царевна, святая мученица Ольга

 Ольга Николаевна (1895–1918) – великая княжна, первый ребенок императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Крещена 14 ноября в день рождения императрицы Марии Федоровны и в первую годовщину бракосочетания Николая II и Александры Федоровны. 

 

 Ольга родилась 3 ноября 1895 года. "Вечно памятный для меня день, - записал Николай II в своем дневнике, - в течении которого я много выстрадал!   Еще в час ночи у милой Аликс начались боли, которые не давали ей спать. Весь день она пролежала в кровати в сильных мучениях - бедная!    Я не мог равнодушно смотреть на нее.   Около 2 часов дорогая Мама приехала из Гатчины; втроем, с ней и Эллой, находились неотступно при Аликс.   В 9 час. ровно услышали детский писк и все мы вздохнули свободно!   Богом нам посланную дочку при молитве мы назвали Ольгой!   Когда все волнения прошли, и ужасы кончились, началось просто блаженное состояние при сознании о случившемся!   Слава Богу, Аликс перенесла рождение хорошо и чувствовала себя вечером бодрою.   Поел поздно вечером с Мама и когда лег спать, то заснул моментально!»

На следующий день император снова поверяет бумаге переполняющие его чувства: " Сегодня я присутствовал при ванне нашей дочки.   Она - большой ребенок, 10 фунтов весом и 55 сантиметров длины.    Почти не верится, что это наше дитя.   Боже, что за счастье!   Аликс весь день пролежала... она себя чувствовала хорошо, маленькая душка тоже."

 6-го ноября.  Понедельник.

"Утром любовался нашей прелестной дочкой; она кажется вовсе не новорожденной, потому что такой большой ребенок с покрытой волосами головой".

 

От матери к ней перешла царственная осанка и грация, от отца - чисто русская внешность. Лицом она больше походила на отца.   «Ольга Николаевна улыбалась так же хорошо, как Государь», – вспоминал начальник императорской дворцовой охраны А. И. Спиридович.   Все в один голос говорили, что Ольга породой пошла в Романовых.  Николай II души не чаял в ребенке, Ольга же с малых лет боготворила его. Ее так и называли – «дочь Отца».   «Их отношения с Государем были прелестны», – вспоминает П. Жильяр.   Государь для дочери был одновременно царем, отцом и товарищем; это чувство «переходило от религиозного поклонения до полной доверчивости и самой сердечной дружбы».

 

Непосредственность, честность и врожденное чувство справедливости были отличительными чертами Ольги. Однажды семилетняя Княжна играла со своими маленькими родственниками, и «один из мальчиков позволил себе умышленно неправильный ход. Я никогда не забуду - вспоминала Анна Вырубова - как Ольга расплакалась и подбежала ко мне со словами: "Знаешь, что он сделал, Аня? Он сказал мне неправду"».

 
С самого детства Ольге Николаевне прививались важные нравственные нормы, о чем свидетельствует письмо Государыни Александры Федоровны своей тринадцатилетней дочери от 1 января 1909 г.: «Моя милая маленькая Ольга! Пусть Новый 1909 год принесет тебе много счастья и благословений.   Постарайся быть примерной – хорошей и послушной девочкой.   Ты старшая и должна показывать другим пример. Научись радовать других, думай о себе в последнюю очередь.   Будь ласковой и доброй и никогда не бывай резкой или грубой. Разговаривай и веди себя как настоящая леди. Будь терпелива и вежлива, старайся во всем помогать сестрам.   Если ты видишь, что кому-то грустно, старайся его утешить и показать свою ясную сияющую улыбку.   Ты так хорошо умеешь быть ласковой и милой со мной, будь такой же и с сестрами.  Покажи свое любящее сердце.
  

 Ольга обладала редким талантом к ученью, была умна, а что касается твердости характера, то ей его было не занимать. Ее считали самой одаренной из царских детей. «Она могла играть самые сложные музыкальные пьесы по слуху, ее голос не был сильным, но чистым. - писала подруга Императрицы. - Все учителя поражались ее памяти, которую она, конечно, унаследовала от отца».

 
Отец души не чаял в дочери, она же с малых лет боготворила его. С началом Великой войны Императору приходилось расставаться с семьей, бывая в Ставке, и Ольга чаще других писала ему длинные и подробные письма. Получая весточку от отца, великая Княжна бывала вне себя от радости.
 
По воспоминаниям близких, в последние годы Николай II по ночам часто приходил на «детскую» половину, будил старшую дочь и беседовал с ней. Иногда Царь прочитывал ей телеграммы, а потом они вместе прохаживались по коридору, разговаривая вполголоса, как старые друзья, у которых нет никаких тайн друг от друга.
 
В войну Ольга работала в лазарете сестрой милосердия. «Великую Княжну Ольгу все обожали и боготворили: про нее больше всего любили рассказывать мне раненые. - писала врач С. Офросимова. - Ольга с трудом переносила вид открытых ран, но, принуждая себя, была внимательней и аккуратной. Она делала раненым перевязки с такой лаской и заботой, что солдаты и офицеры со слезами благодарили Бога, посылавшего им ангела во плоти».
 
Помимо работы в госпитале у Ольги были и другие заботы: Княжна стояла во главе Комитета помощи солдатским семьям. 

Сохранились некоторые письма великой Княжны Ольги из заточения в Тобольске и в Екатеринбурге: «Столько отвратительного слышишь, жутко даже, но все же я твердо верю, что Господь поможет как-нибудь». Упование на Бога - главное, что давало силы Ольге с сестрами безропотно переносить последние скорбные месяцы жизни на земле.

 
Из подвала Ипатьевского дома, очерченного пулями и каббалистическими надписями, чистая и мужественная душа Царевны Ольги вознеслась в Небесные обители и вновь соединилась с Семьей. 

 

По материалам православных сайтов

Написать комментарий