ОПЫТ БОРЬБЫ С ОБНОВЛЕНЦАМИ

ОПЫТ БОРЬБЫ С ОБНОВЛЕНЦАМИ

Слово сщмч. Германа Алатырского
В своих письмах епископ Герман упоминает, что еще в 1922 г. он получил предложение от обновленцев города Казани стать епископом Чувашским. Изучив жизнь обновленцев, он отказался. Пишет, что у них нет благодати, они держатся на обмане. 12 апреля 1925 г. епископ Герман (Кокель) подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).

«Я крайне удивлен, – пишет в 1924 г. о. Григорий, – что послужило к переходу его <Чувашского владыки Тимофея> к красным? Ведь он старик, скоро умирать пора и вдруг такой позор для чуваш. Патриарх <свт. Тихон> сказал, что он считается отпадшим от Православной Церкви. При этом добавил, “что если вас послать на его место, то как бы он не съел Вас”. Печально!..

Я, конечно, не могу участвовать в самочинном сборище обновленцев. Бывал у них на всех собраниях, и знаю все детали незаконного дела их. Бывать в церквях – где служат обновленцы, – не находишь мира, так и чувствуешь, что нет тут Христа, а все самовольно, только раздоры, обвинения Патриарха слышишь от них. Здесь число красных церквей весьма ничтожно, в Москве их около десяти. В деревнях их совершенно не признают».

Епископ Герман немало потерпел от еретиков. Так в селе Хормалы, ныне Ибресинский район Чувашии, он был избит обновленцами и еле спасся от насильственной смерти: «известен такой случай, бывший с епископом Германом, когда последний управлял Ибресинским  викариатством (1925-26 гг.) В один из воскресных дней он направлялся на богослужение в Киево-Николаевский монастырь. Но едва он миновал монастырские ворота, как на него со всех сторон посыпались камни – это в него с руганью и поношением бросали монашки. Оказалось, что монастырем завладели григорианцы во главе с <лже>епископом Виссарионом (Зориным), и они-то научили монашек встретить «сергиевского» епископа градом камней». Весь окровавленный, он с грустью покинул монастырь. (Митр. Иоанн Снычев, «Церковные расколы в Русской Церкви 20-30 гг. XX столетия», 1997 г., стр. 83). Но истинно православные с нетерпением ждут приезда святителя. Они не только неукоснительно выполняют распоряжения еп. Германа, но и, не боясь властей, как, например, церковный совет Вознесенского храма (бывший женский монастырь) г. Алатырь, приглашают его к себе служить и жить.

Епископ Герман рассылает многочисленные послания на русском и чувашском языках, в которых предлагает не признавать раскольников, выданные ими награды не принимать, удалять второбрачных священников, освидетельствовать брачные обыски, вести записи о крещеных, бракосочетаниях, вести метрические книги... Объясняет, что Тимофей – обновленец, еретик, и что он лишен сана.

В свою очередь председатель Чувашского церковного управления обновленческий архиепископ Тимофей (Зайков) пишет в отдел областного исполкома о епископе Германе: «Епископ Герман призывает жить по старому, снимает неугодных ему священников и назначает новых. Выступает против священного синода. Областное церковное управление обвиняет в расколе, выступает с контрреволюционными речами, лишен сана, учиняет поборы, возмущает народ, призывает к старому царскому режиму».

Священники-обновленцы жаловались в ОГПУ, писали доносы, где говорили, что епископ контрреволюционер, что он приглашает под свое управление только тех, кто дает ему подписку, что они отказываются от постановления Собора 1923 года, которое называет разбойничьим, не разрешает венчать разведенных советской властью; просили посадить его в тюрьму. Рассылали письма по приходам, прося народ не слушаться епископа Германа. Распространяли совершенно противоположные, нелепые слухи о том, что еп. Герман лишен сана, запрещен, что он коммунист. «Смотрите, как проповедует еп. Герман, но никто его не сажает в тюрьму. Если бы он не был коммунистом, то давно бы его посадили».

Обновленцы решают созвать съезд 23 июля 1925 года в селе Шихраны. Епископ благословляет «всех ревнителей православной веры явиться на этот съезд в возможно большем количестве из духовенства и мiрян истинной православной церкви и уничтожить обновленческий обман».

Деятельность молодого и энергичного проповедника для антихристианской власти становиться заметной. Начинаются ночные визиты сотрудников ОГПУ, обыски и допросы. На этот раз он безропотно не кладет свою голову на плаху, как это было ранее. Епископ понимает, что он нужен Церкви, народу. Он должен бороться за чистоту православной веры.

Епископ Герман рассказывал инокине Марии: «Однажды пришли с обыском, а у меня много воззваний, написанных к народу. Работники ОГПУ требуют впустить их, но я закрыл дверь, поставил столы, стулья около двери. Тогда чекисты начали стрелять по закрытой двери. Стреляли высоко, как стояли, так и стреляли, а я под пулями, ползком собрал воззвания и сжег в печке, когда они сломали дверь и вошли, у меня уже ничего не было. Как только они ушли я снова начал писать».

В 1925 году еп. Герман пишет в ОГПУ, что советская власть не может вмешиваться в область культа.

В 1926-27 гг. Герман епископ Бугульминский викарий Самарской епархии. Проживая в Бугульме, он неоднократно участвует в диспутах верующих и неверующих. Увозят его на диспуты вечерами на машинах НКВД. В спорах с неверующими всегда побеждает. Народ с диспутов провожает его стоя с радостными восклицаниями и аплодисментами. Дома, на вопрос дочери: «И кто же из вас победил?» – епископ отвечал: «Конечно, Бог».
Епископ никогда не рассказывал родным о своих отношениях с властями. Когда дочь спрашивала: «Куда тебя возит НКВД по ночам?» он отвечал: «Не надо это тебе знать, учись молчать». Он не рассказывал ей даже о своей многочисленной родне, в том числе о родном брате художнике Алексее.

По материалам:
Алешева Н.А. Священномученик Герман Алатырский. Н.Новгород, 2002.

Написать комментарий