Диавол есть начинатель в человеке, по воле человека, всякого зла

Диавол есть начинатель в человеке, по воле человека, всякого зла

Поучение в неделю 23-ю по Пятидесятнице св. прав. Иоанна Кронштадтского

Изшедшу же Ему (Иисусу) на землю, срете его муж некий от града, иже имяше бесы от лет многих, и в ризу не облачашеся, и во храме не живяше, но во гробех (Лук. 8, 27).
Вышедши на берег, Иисус встретил одного человека из города, одержимаго бесами с давняго времени, и в одежду не одевавшагося, и не жившаго в доме, а в гробах.
В нынешнем евангелии святый евангелист Лука разсказал нам повесть о изгнании Спасителем из бесноватаго человека множества бесов. Как жалок был этот человек! он не одевался в одежду и жил не в доме, а в тробах, т. е. в гробовых пещерах; долгое время бесы мучили его и до того сильно, что он бился о камни, и соседи, сберегая его, «связывали его цепями и узами, но он разрывал узы, и был гоним бесом в пустыни». Иисус Христос «спросил» несчастнаго: «как тебе имя»? не потому, конечно, что не знал: ибо что может быть неизвестно Всеведущему? а потому, чтобы людям сделать известным, сколько нечистых мучителей было в человеке. «Он сказал» в ответ: «легион; потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну», т. е. в ад. «Тут же на горе паслось большое стадо свиней: и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им», чтобы показать, что человек безконечно дороже животных. «Бесы, вышедши из человека, вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро, и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и разсказали в городе и селениях. И вышли видеть происшедшее; и пришедши к Иисусу, нашли человека, из котораго вышли бесы, сидящаго у ног Иисуса, одетаго и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же разсказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку, и возвратился. Человек же, из котораго вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним; но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом свой и разскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус» (Лук. 8, 27-39). Есть ли бесноватые у нас, в наше время? Есть, и много: и настоящие, явные бесноватые и бесноватые неявные; из этих последних, — во первых, бесноватые все те, которые хулят святых Божиих, Церковь Божию и сильно отвращаются от ней и от Божияго слова; которые хулят святыя иконы, святыя мощи, сан священный и лиц, посвященных в этот сан, те, которые почитают ненужными святые посты, говение по уставу святой Церкви; наши раскольники-пашковцы и старые раскольники; во вторых, — бесноватыми в некоторой степени могут быть названы и те, которые вопреки Евангелию, опыту и здравому смыслу утверждают, что злых духов нет: это упорное неверие в злых духов есть настоящее беснование, потому что идет наперекор истине, наперекор откровению Божию. Господь пришел на землю именно для того, чтобы разрушить дела диавола и спасти от насилия его человека. Если нет диавола, то нет христианства, тогда пришествие в мир Сына Божия было бы не нужно. Но это нелепо. И опыт каждаго из нас и здравый смысл, история жизни святых и история всех народов удостоверяют нас в бытии злых духов. Далее, бесноватыми можно, но справедливости, называть людей злых, гневливых, буйных, пьяных, сквернословов, ругателей, завистливых, недоброжелательных, имеющих тайную или явную вражду и ненависть к ближним, злорадников; скупых, сребролюбивых, живущих в блудной нечистоте; лукавых, лживых, обидчиков, жестокосердых и немилосердых, наконец, людей, имеющих сильную плотскую страсть, и всех нераскаянных грешников. Ибо, скажите, откуда может произойти столько и таких зол в человеке, который сотворен по образу и подобию Божию? Очевидно, от диавола, который есть начинатель в человеке, по воле человека, всякаго зла. Творяй грех, от диавола есть, яко исперва диавол согрешает (1 Иоан. 3, 8). Итак, будем искоренять из своего сердца все страсти, всякий грех, всякое зло, чтобы никоим образом не дать в себе места диаволу; не дадите места диаволу (Ефес. 4, 27), говорит апостол, — противьтесь ему, и он убежит от вас (Иак. 4, 7), говорит еще апостол Иаков.
Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити; емуже противитеся тверди верою (1 Петр. 5, 8-9). Аминь. 
Источник: Полное собрание сочинений Протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. Том 2-й. (Заключающий в себе полный годовой круг слов, поучений и бесед). — Издание второе, исправленное автором. — СПб.: Типография В. Ерофеева, 1894. — С 597-600. 


Написать комментарий