Презрим наслаждение плоти...

Презрим наслаждение плоти...

Слово в Неделю 26-ю по Пятидесятнице св. прав. Иоанна Кронштадтского.
В ныне чтенном евангелии, братия мои, вы слышали притчу Спасителя о безумном богаче, который, получив от великодаровитаго Бога множество плодов земных, хотел обратить их единственно в свое удовольствие и не думал поделиться ими с ближними нуждающимися; который мечтал, что проживет в этом мире многия лета, и не думал о том, что, может быть, в эту же ночь душа его будет исторгнута из тела и восхищена будет на суд к Богу — нелицеприятному Судии нашей жизни. Господь Иисус Христос, изрекший эту притчу, предложил слушавшему Его народу следующее нравоучение: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело одежды. Посмотрите на воронов: они но сеют, ни жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? Итак если и малейшаго сделать не можете, что заботитесь о прочем? Посмотрите на лилии, как оне ростут: не трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры! Итак не ищите, что вам есть, или что пить, и не безпокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего (а вы другаго мира); ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите царствия Божия, и это все приложится вам» (Лук. 12, 22-31).
Обратим внимание на исполненныя безумия слова богатаго: получив хороший урожай в поле, он разсуждал сам с собою: что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих. Вот безумная забота: куда собрать множество плодов. Зачем же тебе собирать их в хранилища, скоплять и, может быть, гноить их? Разве Господь уродил их для того, чтобы они лежали в закромах и гнили? Или разве для того только, чтобы ты один ими наслаждался? Не для того ли, чтобы ты дары благости разделял с сердечною благостию бедным своим братиям? или чтобы из даров милосердия ты сделал дела милосердия? Разве ты один живешь на свете? Разве все благоденствуют в богатстве, подобно тебе? Разве ты не видишь голодных, полунагих, изгоняемых из жилищ за неплатеж денег, коих у них нет; разве не видишь больных, увечных, хромых, изуродованных болезнию, кои все нуждаются в твоем пособии? Что ты безумствуешь, говоря: некуда мне собрать плодов моих? Как некуда? Вот тебе житницы: руки бедных: преподай дары благости Божией, данные для многих, — многим бедным и получи за это от Господа прощение грехов и велию милость; поступив таким образом, ты поступишь сообразно с волею Божиею, ибо Господь дает нам избытки для вспоможения бедным: ибо милостивии сами помиловани будут (Матф. 5, 7); ты обрадуешь, осчастливишь многих; соберешь себе прекрасный запас благодарности и благословений нищих и страждущих, который послужит тебе во спасение и залогом твоего благоденствия на земле и вечнаго благополучия в будущей жизни. Не причастны ли многие из нас, братия мои, греху этого богача? Всякий из нас, накопляющий в своих хранилищах много денег, много одежд, много дорогой и часто ненужной посуды, подобен этому богачу и виновен пред Богом в жестокосердии к бедным. Как ты явишься к праведному Судии и Творцу, дары Коего ты расточил безумно и из даров благости и милосердия не сделал, может быть, ни одного дела милосердия, а все употребил на удовлетворение безумных похотей своей плоти? Ты употребляешь разнообразные налитки, ешь всякия лакомства, а бедному жалеешь на хлеб? Или проигрываешь в карты целые десятки рублей, а бедному не подаешь и нескольких копеек? Или устрояешь даже из серебряной и золотой посуды так называемыя горки, а беднаго допускаешь трястись от холода? Или тратишь множество денег на изысканную одежду, предписываемую модою, а нищаго, одетаго в рубище, проходишь с презрением, как будто ты уже особенное какое высшее существо, чем нищий в худой одежде. Или имеешь несколько домов и собираешь большия деньги с жильцов, — и эти деньги скопляешь, незнать кому, или издерживаешь все только на себя, роскошествуешь, пресыщаешься? Боюсь, ужасаюсь за тебя: что будет с тобою по смерти, когда ты не в состоянии будешь ничего взять с собою и когда потребует от тебя Судия дел любви и милосердия? Послушаем дальше безумных речей богача: «и сказал он: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бóльшия, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лук. 12, 18-19). О, как эти слова богача и подобныя мысли подобных ему нынешних богачей неприятны Господу, Который посылает нам блага Свои не для того, чтобы они лежали в житницах, а чтобы употребляемы были людьми в пищу и наслаждение, во славу и благодарение Господа? До какой степени человек пристрастится к земле и к земной жизни, что он забывает Бога, щедраго всех благ Подателя, и делается, как камень, жестокосерд к ближнему своему, который одной с нами природы и от одной с нами крови! Слышите, чтó жестокосердый богач говорит душе своей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись! Злая и зломудрствующая душа! Все занятие в жизни поставляет в том лишь, чтобы покоиться, есть, пить и веселиться! Не замечаете ли, что это в духе нашего времени и нынешних людей! И ныне поставляют благо жизни в том, чтобы изобретать различные роды прохлаждений, удовольствий, забав, есть, пить и веселиться? О, бедныя души! совсем вы потеряли здравый, евангельский смысл! Для того ли вы сотворены, чтобы только есть, пить и веселиться? В этом ли ваше призвание? Не в том ли, чтобы очищать себя от всякой скверны плоти и духа и творить святыню, угождая Богу? Не крест ли скорбей, не крест ли упорной борьбы со грехом завещан вам вашим Спасителем? Не плач ли о грехах? Не воздержание ли? Не узкий ли и тернистый путь? А вы хотите только покоиться, есть, пить, веселиться! Это — язычество, идолопоклонство; тут нет ничего хриcтианскаго! Христианин мудрствует гóрняя, а не земная (Кол. 3, 2). И как мы можем распределять свои наслаждения на многие годы? Как мы можем назначать себе долгие годы жития? Безумный! говорит Господь, в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? и прибавляет: так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (Лук. 12, 20-21). В самом деле, о будущем безпокоиться нам не следует: мы имеем неусыпным Попечителем о нас Самого Отца небеснаго, Который знает, в чем мы имеем нужду, и Коему угодно, чтобы мы просили у Него насущнаго хлеба только днесь — на нынешний день, Который хочет, чтобы сердце наше было отдано исключительно Ему, Источнику живота, Богу нашего сердца, а не сластям земным, не врагу нашему — диаволу, прельщающему земными сластями и овладевающему нашими мыслями и сердцами чрез производимую им в сердце страсть к земному. О, как тяжко, несносно это иго пристрастий земных! Как оно душетленно! Презрим наслаждение плоти, да вечно будем наслаждаться духом в Боге! Соберем себе запас для будущей жизни делами милосердия, будем не себе собирать, а в Бога богатеть; не будем пещись о том, что есть и что пить или во что одеваться, а будем искать царствия Божия и правды Его: и все это приложится нам. Аминь. 


Источник: Полное собрание сочинений Протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. Том 2-й. (Заключающий в себе полный годовой круг слов, поучений и бесед). — Издание второе, исправленное автором. — СПб.: Типография В. Ерофеева, 1894. — С 643-648. 


Написать комментарий