О смысле жизни
Слово архиепископа сщмч. Фаддея (Успенского)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Слышите, возлюбленные, о
чем нас спрашивает святой апостол в своем Соборном Послании, прочтенном
сегодня? В самом деле, что мы можем сказать о смысле нашей жизни? Большинство из людей, раз и навсегда решив для себя, что
сокровенный смысл и высшая цель жизни недоступны для них, отказываются даже от
попытки сколько-нибудь прояснить себе мрак жизни светом мысли или веры, а чтобы
лучше освободиться от тяжелого впечатления мрака, закрывают глаза, стараются
заглушить в себе высшие вопросы и стремления духа, удовлетворяя низшие
потребности своей натуры.
Говорят, что жизнь - наслаждение и пир, нечего искать каких-то других целей. Пользуйся жизнью, спеши захватить все, что она дает.
Но откуда в человеке такая сильная любовь к жизни, если в ней нет величайшего блага? Отчего люди стремятся к счастью, если счастье не есть цель жизни? Тогда где эта цель?
Правда, сначала человек идет на жизнь с бодростью и надеждами, но сама жизнь разбивает и разрушает светлое представление о ней. Кто испытывал в жизни одни радости без горя?
Ведь жалуются все люди: большие и малые, бедные и богатые, здоровые и больные, трудящиеся и тунеядцы, невежды и мудрецы. Вечное недоразумение, по-видимому, в том, что у человека нет определенного предмета для счастья, а силы ограничены. Тысячи людей борются за счастье, но, достигнув его, понимают, что казавшееся венцом счастья - только дальнейшая ступень к новому идеалу.
Если вспомнить, что такая жизнь иногда строится на обидах и лишениях другого человека, то разве жизнь может быть пиром, а не ареной, где собрались животные, чтобы растерзать друг друга?
Напротив, жизнь представляет поругание и искажение этих идеалов - в этом противоречие человеческой природы. Истина? Но что это такое - никто не знает, а крупицы ее, добываемые трудом поколений, теряются во тьме невежества и предрассудков.
Красота? Но это чувство в нас огрубело, и в жизни человеческой, при ее пороках, она не занимает больше места.
Любовь? Но вместо нее - господство эгоизма, отравляющего и помрачающего самые высокие человеческие чувства, источник зависти, ненависти и злобы. И едва ли проходит в истории человечества хоть год, хоть месяц или день, чтобы не проливалась кровь человеческая.
До истины не надо доходить кривым путем. Логический путь есть путь от истины к истине. Говорят, что все-таки добродетель торжествует, и что отрицательных явлений меньше, чем положительных, и что истина и добро имеют преимущество перед грубой силой. Однако в жизни мы наблюдаем обратные явления. Грубая сила повелевает и ругается над нравственной силой, ум преклоняется перед невежеством, тьма предрассудков гонит истину со света, унижает и преследует провозвестников истины.
Всякий счастливый невежда и деспот готов уязвить мудреца, угнетенного поборника добродетели, с тем чтобы отнять у него веру в истину и добродетель. Честный мудрец должен утешать себя тем, что ему при жизни не видеть своей истины и что после смерти к нему придет слава. Правда, в истории это иногда бывает, но вообщето благодарность и слава в потомстве - высокие и жалкие слова.
Как будто мученику много пользы в том, что потомки его мучителей воздвигнут ему памятник на том месте, где его мучили, - свидетельство преступления и бесславия прежних поколений. Да и верно ли, что каждого мученика ждет слава? Суд потомства и суд истории такие же, как и суд современников. да и откуда черпает история сведения - разве не от случайных пристрастных летописцев?
Говорят еще, что личная жизнь человека не удовлетворяет идеальным требованиям счастья, добра, истины и справедливости, но что все эти идеалы предназначено осуществить всей жизни человечества. После долгих исканий и колебаний, после тяжелых трудов и жертв человечество придет к своим идеалам, найдет счастье, узнает истину и установит справедливость, тогда люди будут наслаждаться этим и не будет в человечестве несчастий и зла.
До этого жизнь человека - непрестанная и тяжелая работа над достижением идеалов, и каждый век, каждый народ, каждое поколение и каждый человек вносят свою долю в эту сокровищницу труда. Работа идет безостановочно, люди живут, умирают, поколения меняются, народы исчезают, но каждый век, каждый народ передает ее своему преемнику, а этот - дальнейшему.
История имеет массу противных примеров. Мы горды своими знаниями и успехами и думаем, что наши труды принесут пользу прогрессу человечества, но ведь жили и до нас люди, также трудились и имели успехи. Обломки жизни свидетельствуют о блестящей цивилизации, процветавшей на Ниле, Ганге и Евфрате. А теперь памятниками этой цивилизации остались лишь несколько жалких обломков, несколько слов и намеков в рукописях.
Кто знает, не произойдет ли и с нашей цивилизацией то же самое? Может быть, нынешняя гордая и блестящая Европа некогда будет представлять из себя степь, вроде нынешних азиатских или африканских степей, и от блестящих городов останется столько же, сколько осталось от Ниневии и Вавилона?
Хотя говорят, что этого не произойдет, но кто знает, насколько современная цивилизация окажется способной обезопасить человечество от сокрушительной силы новых Аттил, Тамерланов и Чингисханов.
Можно ли верить, что и это исторический прогресс, в котором не пропала ни одна крупица труда и мысли?
Не кажется ли некоторым, что прогресс в человеческой жизни приведет человека к идеалу только тогда, когда человек поймет свое неидеальное состояние, зависящее от самой природы человека, и прежде всего займется внутренним совершенствованием? Достаточно ли для человека одних знаний и образования, чтобы прогресс человеческой жизни приближался к идеалу?
Пороки, зло остаются теми же, что и у дикарей, с той только разницей, что цивилизация дает этим порокам и злу более тонкую форму. Злоба развитого человека опаснее злобы дикаря. Умножаются орудия и средства к благосостоянию человека, но и сооружаются более сокрушительные средства, и изобретатели этих средств тоже ведь считают их человеческим прогрессом. Неужели и этот прогресс приведет к идеалу?
Может быть, человеческому уму и не нужно доискиваться смысла жизни, может быть, жизнь - бессмыслица, призрак, сон и существование человека только мечта? Такая мысль о жизни развивалась во взглядах целых философских систем. Таков был эпикуреизм.
Жизнь, как они говорят, есть громадный сложный механический процесс, неизвестно когда, кем и для чего приведенный в действие и действующий по одним и тем же законам. Личность человеческая занимает маленькое место в этом процессе и увлечена общим движением, подчиняясь общим законам. Человек вне этого процесса ничего себе представить не может. Поэтому зачем же спрашивать, для чего пущена в ход эта машина, если человек знает о жизни только из изучения движения, отношения вещей между собой, не зная их внутренней сущности.
Если жизнь есть механический процесс, тогда надо отречься от души, мысли, воли и свободы. Тогда нет прогресса, не существует идеального стремления человека и весь труд человека без смысла и цели?