В болезни учитесь смирению, терпению, благодушию и Богоблагодарению

В болезни учитесь смирению, терпению, благодушию и Богоблагодарению

Наставления о терпении болезней по письмам свт. Феофана Затворника. Опять болезнь! Дай вам Господи терпение и благодушие, и избави от ропотливости грешной! Не смотрите мрачно на немощи. Они указывают скорей на милость Божию и Божие к вам внимание, нежели на неблаговоление. Что от Бога, все ко благу. (письмо 864 вып.5).

+ + +

Б. больна... Пусть в это благовремение научается памяти смертной — спасительной ... Здоровому трудно помнить... Господь для того и болезнь посылает, чтобы напомнить о смерти... а от сей памяти перевести и к тому, чтобы болящий озаботился, наконец, и приготовлением к смерти. (письмо 861 вып.5).

+ + +

За все благодарите Бога; и за нездоровье благодарите.

Мужества себе к благодушному терпению, в минуты отяжеления страданий, ищите, кроме сказанного, в воспоминании о терпении всех святых, и особенно мучеников. Сколько и как терпели?! И вообразить трудно. Да и всем — «многими скорбями подобает войти в Царствие Божие» (Деян.14:22).

И то, что обетовано Господом, называется венцом. Чего ради? Того ради, что туда нельзя взойти без страданий. Туда дорога одна — крест произвольный или непроизвольный.

Ангел Хранитель да приносит вам утешение и благодушие! На то, что шум в голове не дает удержать мысли, не сетуйте. Бог судит душу по тому, что от нее самой зависит, а не по тому, в чем она не властна. В сердце держите намерение не отходить от Господа, и Он примет это дело.

Теперь вам надо оставить свое постническое правило. После отпоститесь, если Богу угодно будет поднять вас: а теперь, в болезни, в виде лекарства, можно кушать все, по совету врача. (письмо 746 вып.4).

+ + +

Здоровье ваше пошатнулось . Пошатнутое здоровье может пошатнуть и спасение, когда из уст болящего слышатся ропотные речи и возгласы отчаяния. Да поможет вам Бог избавиться от той и другой беды!.. Видите, куда я веду речь-то?! У вас прорываются такие речи, а речи, конечно, от чувств и помышлений, эти же последние такого рода, что при них дело спасения не в силе. Извольте внять сему и поправиться...

Здоровье и нездоровье в руках Божия промышления о нас суть средства к спасению, когда тем и другим пользуются в духе веры... Но они же и в пагубу ведут, когда относятся к ним своенравно. Что для вас особенно потребно — есть терпение благодушное и Богу покорное. Как только покажется в вашей душе такое расположение, тотчас вы вступите на путь спасения — в рай. И смотрите, тогда воодушевляйтесь! (письмо 470 вып.З).

+ + +

В болезни учитесь смирению, терпению, благодушию и Богоблагодарению. Что приходит нетерпеливость, это дело человеческое. Придет, — отгонять надо. На то и чувство тяготы положения, чтобы было что терпеть. Если не чувствуете тяготы, то и терпения нет. Но когда приходит чувство тяготы и сопровождается желанием ее сбросить: то тут ничего нет грешного. Это естественное чувство. Грех начинается, когда вследствие сего чувства душа — поддастся нетерпеливости и начнет склоняться к ропотливости. (письмо 1343 вып.8).

+ + +

Вашу жалобу на себя, что плохо молитесь и не держите подвигов, вам разрешил святитель Тихон, сказав: «болящему какая молитва? Благодарение и воздыхание». Тем замещается и всякий подвиг. Благодушествуйте же! (письмо 1043 вып.6).

+ + +

Ваше противление лекарским указаниям едва ли достойно похвалы... И лекаря и лекарства Бог создал, не затем, чтобы они только существовали, но затем, чтобы ими пользовались больные. Все от Него; Он попускает поболеть, и Он же окружил нас способами врачевательными. Если есть долг блюсти Божий дар жизни, то и лечиться, когда есть болезнь. Можно не лечиться в ожидании, что Бог излечит, но это очень смело. Можно не лечиться для упражнения в терпении, в преданности в волю Божию, но это очень высоко, и при этом всякий «ох!» будет в вину, уместно же только одно благодарное радование... Господь да управит вас наилучшим образом быть настроенной! (письмо 1612 вып.6).

+ + +

На все воля Божия да будет. Даст ли выздороветь Господь, буди воля Его. Оставит ли болезнь, с сохранением жизни, буди воля Его. Все будет во благо, ради предания себя в руки Божии.

Про целебность артоса с Богоявленской водою, и я слыхал. Однакож буди воля Божия. А лекарств разве не употребляете?! И то и другое нужно употреблять и Божеское и человеческое... И в человеческих средствах действие целебное от Бога. По сей вере и человеческое переходит в Божеское... или Божеское приходит через человеческое. (письмо 99 вып.6).

+ + +

Всем нам надо держать в мысли закон, по которому Господь размеряет участи наши на земле. Тут все от Господа — от мала до велика и это есть средство в деле приготовления к будущей жизни. Такой же смысл болезней и здоровья; таков смысл и болезни вашей Н. Ей на дороге к будущей блаженной жизни непременно, по Божию премудрому и благому суду, надо потерпеть, что терпит. Усвойте это воззрение и ей тоже внушите, — и то, что есть тягостного в этой болезни, перестанет тяготить душу и успокоит ее. Вера — целительница души, упованием окрыленная и любовью согретая.

Установясь в этом убеждении, о лечении всю заботу имейте и сердечное попечение, но с душевным спокойствием и преданием всего в волю Божию. Пусть и Н. так расположится: счастье земное, конечно, тоже благо есть в своей мере. Но если Господь находит, что для меня лучше не иметь той части этого счастья, которое зависит, от здоровья, — буди воля Божия! Довольно с меня любви мужа, матери; отца и родных. Приношу благодарение Господу и за это, и за то... и за то, что дается, и за то, что не дается. Да даст только мне Господь благодушие и терпение и такое настроение духа, с каким нестыдно явиться пред Господа. (письмо 466 вып.З). (Выдержки из писем).

Свт. Феофан Затворник

Написать комментарий