Не будем убивать душ своих грехами своими...

Не будем убивать душ своих грехами своими...

Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Поучение в Неделю по Рождестве Христове
Глас в Раме слышан бысть, плачь, и рыдание, и вопль мног: Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть (Матф. 2, 18; Иер. 31, 15).
Святая Церковь чтит ныне память четырнадцати тысяч младенцев, избитых от царя Ирода в Вифлееме и его окрестностях. Это кровавое событие за 500 лет было предсказано пророком Божиим Иеремиею такими словами: глас в Раме слышан бысть, плачь, и рыдание, и вопль мног: Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть. Под Рамою или Аримафеею разумеется вся местность, обагренная кровию младенцев-мучеников, а под Рахилью, которая была женою патриарха Иакова, внука Авраамова, разумеются все матери, у которых исторгнуты были младенцы палачами Ирода и закланы. Ужасное, безчеловечное зрелище! Вот к чему приводят человека его страсти необузданныя, его самолюбие, гордость, честолюбие, властолюбие, злоба, зависть!


Да и вообще говоря, какими злодеяниями не исполнена земля, это обиталище человеческаго рода в продолжении почти восьми тысячелетняго ея существования! История раскрывает перед нами ужасныя картины страшных злодеяний в древнем и новом времени. В наши времена еще свежи у всех нас в памяти злодейства мусульман турецких над детьми, отцами и матерями христианскими. О, земля, земля, пропитанная кровию человеческою, исполненная злодеяний неописанных, доколе ты не возопиешь к Богу об отмщении злодеям? Доколе ты еще будешь стоять и не подвергнешься огненному очищению?

Доколе и правда Божия не воздаст окончательнаго возмездия злодеям, обагрившим руки свои кровию стольких и таковых жертв безчеловечия? — Но правда Божия уверяет, что скоро взыщется кровь всех праведных, начиная с крови Авелевой и умоляет нас нетерпеливых потерпеть еще немного (Апок. 6, 11). Но, когда я говорю об убийстве Иродовом и убийствах вообще, наполнивших ужасами всю землю, — я привожу себе на память духовное убийство, в котором более или менее виновны все мы; это убийство каждым из нас души своей, а часто и тела своего грехами своими, — или убийство душ ближних наших посредством соблазна, или научения других греху. Кто не виноват из нас в этом духовном убийстве? Кто из нас свободен от страстей, греховных навыков и наклонностей? Кто не убил души своей или души ближняго самолюбием, или гордостию, или лукавством, ложью, или завистию, или чревоугодием, пресыщением, пьянством, или сребролюбием и скупостию, или жестокосердием, или плотскою нечистотою, или гневом, или подозрительностию, или лицеприятием, или леностию и нерадением о спасении, неверием и пр.?

Так, братия мои, мы убиваем сплошь и рядом собственныя души свои или души ближних безчисленными грехами и нерадением об исправлении своего сердца, своей жизни, своих нравов. А это духовное или душевное убийство, коим мы убиваем души свои, созданныя по образу Божию, еще виновнее телеснаго убийства; потому что здесь убивается душа, имеющая жить во веки безконечные, а там только тело, которое воскреснет в общее воскресение. Души младенцев-мучеников, избитых Иродом, покоятся все в лоне Авраамовом, утешаются в Царствии небесном, а в свое время воскреснут и тела их, — но душа Ирода находится в муке вечной, и Ирод, избив младенцов невинных, убил еще прежде их избиения позорными страстями своими душу свою, а вскоре и тело свое, которое испытывало страшныя мучения пред кончиною его. И так не будем убийцами душ своих, этих безценных душ, искупленных безконечно дорогою жертвою крови Сына Божия, — оживим и сохраним их, благоукрасим их покаянием и добродетелию.

А что сказать о современных нам убийцах и самоубийцах? Это ужасное знамение века, ужасное время безверия, разврата, отпадения от Бога. Убийства и самоубийства повсюду часты, и жизнь человеческая не ставится ни во что; так она стала мелочна, пуста, ничтожна, безцельна! Но что сказать о цареубийцах, которые в безумии своем покушаются на драгоценнейшую жизнь самих царей земных? Если ужасно и безчеловечно убить обыкновеннаго человека, то убить царя, главу государства, отца миллионов подданных, покровителя Церкви Божией, о котором она с величайшею любовию и материнскою заботливостию всегда — и днем и ночью молится, да поспешит Ему Господь во всем и покорит под ноги Его всякаго врага и супостата, — покушаться на жизнь царя — есть отвратительнейшее преступление, и касающийся его, касается зеницы ока Божия. Наши предки Русские всегда благоговели пред царями своими, как помазанниками Божиими, и готовы были лучше все претерпеть, всякое бедствие, чем поднять дерзкую и святотатственную руку на царя своего. И справедливо. Сердце царево, но писанию,в руце Божией, и аможе восхощет, тамо уклонит е (Прит. 21, 1). Не прикасайтеся помазанным Моим (Псал. 104, 15), говорит Бог.

И так не будем убивать душ своих грехами своими, — оживим их чрез усердное покаяние, если убили их, — пока еще есть у нас время для покаяния, и будем всегда иметь отвращение к самой мысли о убийстве и самоубийстве; будем иметь отвращение к людям покушающимся на цареубийство. — Один Бог есть Владыка живота и смерти; один Он имеет власть и мертвить и живить. Государь есть щит наш, хранитель нашей безопасности, как всей земли Русской, веры и Церкви православной, так и в частности хранитель безопасности и покоя каждаго из нас. Аминь. 
Источник: Полное собрание сочинений Протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. Том 1-й. — Издание второе. — СПб.: Типография В. Ерофеева, 1893. — С 288-291. 


Написать комментарий