Слово в день отдания праздника Рождества Христова и накануне Нового Года

Слово в день отдания праздника Рождества Христова и накануне Нового Года

Архиеп. Арсений Брянцевъ († 1914 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Настоящий день является знаменательным днем  по совокупности и важности событий, воспоминаемых  и празднуемых  св. православною Церковию. Сегодня празднуем  отдание великаго праздника Рождества Христова <...>ныне же становимся в преддверии грядущаго Новаго Года. Сколько мыслей, чувств и пожеланий возбуждает в душе стечение сих трех церковных событий, сколько тая́тъ они в себе поучительнаго и назидательнаго, как  волнуемся мы при воспоминании о прошедшем  и при мысли о будущем!.. Хотелось бы и мне в настоящий раз поделиться с вами волнующими меня чувствами и сказать вамъ несколько слов о значении и важности указанных событий нашей жизни.


Побеседуемъ же, братие, в  честь и славу преславнаго Рождества Христова о великом  значении сего праздника в связи с  современными событиями нашей жизни; вспомним  о том, каков  был протекший год, какова была жизнь наша, и как далека была она от идеала жизни христианской, заповеданной  Иисусом  Христом Спасителем  нашим; подумаем, наконец, и о том, каков должен быть грядущий год, какою должна быть жизнь наша в наступающем  новолетии, какими должны быть пожелания, чувствами и дела наши, дабы привлечь к  себе милость и благословение Божие и избежать Его гнева.

 

В  настоящий день отдания праздника усладим, братие, еще раз свой слух тою дивною песнию, какую воспел  ангельский сонм новорожденному Спасителю: Слава в  вышних  Богу и на земли мир, в  человецех благоволение! Что может  быть утешительнее, что дороже и радостнее для сердца нашего, как это чудное славословие небожителей! Какое слово, какая проповѣдь поучительнее и назидательнее, какая речь глубже и многозначительнее, чемъ это краткое слово небесных  проповедников! Сия торжественная ангельская песнь является главною церковною песнию, около которой группируются все другия священныя песнопения в честь и славу рождшагося Господа, в которой выражается все величие славнаго праздника, в которой, наконец, воплощаются вся наша вера, все упования и надежды наши, все наше великое духовное утешение.

 

Слава в вышних Богу, Слава Богу за великое дело искупления людей, Слава за Его величайшую любовь к  роду человеческому, за Его благость, милосердие и великое снисхождение к людямъ. Слава Ему на небе, в вышних,  где непрестанно славословят  Бога ангелы, Слава и на земле, где должны славословить Его люди за великия Его благодеяния. И на земли мир, поют далее ангелы. Господь Спаситель принес на землю мир, который и возвестил  всем нам. Совершив наше спасение, Он навсегда искупил нас  отъ греха, проклятия и смерти и тем примирил нас  с Богом; исчезла вражда диавольская, уничтожено средостение, разделявшее человека от Бога.

 

С этого времени мы уже не чужды Богу, а присные Ему, сынове Его, могущие побеждать пораженнаго Богомъ диавола. Мир душевный, мир  между людьми, мир  всеобший, — вот  что принес на землю Искупитель Христос со своим евангелием. Не ясно-ли отсюда Божие к нам благоволение, воспеваемое ангельскою песнию? Божественное искупление явило миру величайшее благоволение и любовь. Не по заслугам  грешнаго человека, а единственно по неизреченной благости Божией совершил Христос  Спаситель наше спасение. Так пели на небе ангелы.


Но обратим  свои взоры на землю, в  наш  дольний грешный мир, найдем  ли здесь, в действительной жизни нашей, хотя некоторый отзвук ангельскаго песнопения, видим ли здесь отражение славы Божественной, сияет ли и не померк  ли среди людей свет  и разум Божественный, господствует  ли на земле дарованный Господом  мир  и не погиб ли он  среди вражды и страстей человеческих, почивает  ли в  человецех Божественное благоволение или, быть может, оно давно уже сменилось Его праведным  гневом?

 

К великому прискорбию нашему мы должны сказать, что если всегда грешный мир  наш  во зле лежит, то в настоящее время он  в особенности погряз  в  тине греха, печалей, скорбей падений и всякаго нравственнаго зла. Исконный враг  рода человеческаго как  бы напряг вс  усилия свои, чтобы погубить падшее человечество. Идя отъ силы в силу, он  все более и более овладеваетъ грешнымъ миром, уготовляя ему вечную погибель. И какое противоречие, какое несогласие представляетъ собою наша действительная жизнь с тем радостным, торжественным  ангельским славословием, которое услаждало слух  наш  в великие дни праздников  Рождества Христва! Где слава Божия, и видим  ли ея сияние в людях, в  их нравственной, святой и богоугодной жизни, в  их добродетелях  и подвигах?  Померкла она во грехах  наших, помрачен  в нас  святой и светлый божественный образ; всякий помысл  наш, всякое чувство, каждый поступок  наш  есть грех, порок, падение. А что сказать об  отношениях  человеческих?

 

Вражда, ненависть, убийство и всякия злодеяния наполнили наш  мир. Не слышно слов  любви, не видно милосердия и справедливости, исчезла правда и истина, повсюду господствует пагубное и всесокрушающее зло. И это в  те  великие и святые дни, когда само небо преклонилось к  грешному человеку, возвещая миръ земле, любовь людям, всем благоволение. Можем  ли после этого ожидать от  Бога благословения и благоволения? Долготерпилив и многомилостив  Господь, но есть предел терпению Его — праведнаго и правосуднаго. Медлит  Господь совершить над  родом человеческим  Свой праведный суд, ожидает  Он любвеобильный от  него покаяния. И горе нам, если не покаемся, горе нам, когда вместо благоволения Своего Господь низведет  на нас  гнев Свой. С  такими мыслями и чувствами празднуем  мы последний день праздника Рождества Христова.


Такия же у насъ мысли и чувства по поводу уходящаго от  нас в вечность 1906 года. И в самом деле, вспомним, что принес  с  собою этот злосчастный и мятежный год? Неужели любовь, мир и радость? К  сожалению, нет. Одна скорбь, печаль, слезы и вопль, великий вопль всеобщий, тяжкий — вот чем  можно помянуть протекший год.  О, сколько отнял  этот тяжкий год драгоценных  жизней — великих слуг у Государя нашего, славных общественных  и государственных  деятелей.  Враги дорогой родины нашей, обезумев, потеряли страх  Божий и человеческий и с адскою жестокостию уничтожили десятки славных, мужественных, честных и неподкупных  сынов  ея.

 

Со дна общества поднялись повсюду страшные злодеи и разбойники и усеяли страну нашу ужасными преступлениями. Грабежи, разбои, насилия стали обычным явлением; нарушен был  вовсе самый мир  жизни общественной и все  под страхом смерти переживали и переживаем мрачные дни жития своего. Повсюду пожары и опустошения, а вместе с  сим голод,  нужда и бедствия. Над  страною нашею поднялось грозное знамение гнева Божия, — это голод  со всеми его ужасными последствиями. Добрый мир  святой церкви также был нарушен  разными самозванными учителями и тлетворныя  волнения проникли даже в среду пастырей ея.


Где  же причина всех  сих зол , кого станем  винить в  этом? Подумаем , православные, углубимся в  себя, не мы ли сами являемся виновниками постигших  нас  бедствий, не в  нас-ли заключается коренная причина сих  несчастий? Покаемся, сознаемся чистосердечно, что мы сами являемся причиною ужасных бедствий. В  самом  деле, посмотрите, что делается вокруг?  Прежде всего повсюду въ обществ  наблюдается упадок  веры, благочестия и нравственности христианской. Уже давно нет  следов  той глубокой веры, какая составляла отличительную черту христианских благочестивых обществ. Наоборот, замечается везде крайний разлив  неверия, отрицания, сомнения.

 

Даже в простом нашем народе, издавна известном  своим благочестием, преданностию церкви святой, уважениемъ и любовию к  пастырям, все более и более колеблются вековые устои его нравственнаго и религиознаго мировоззрения. Умножение  сект  и разных  учений, кощунство, несоблюдение  уставов церкви, в  последнее время, служат печальнымъ знамением  времени и в этой прежде благочестивой и верующей среде. Нечего и говорить о так называемом  образованном  классе  нашего общества. Равнодушные и индифферентные, или же сомневающиеся и все отрицающие, наши образованные люди в  большинстве случаев  вовсе отторглись от  Церкви Божией и даже перестали посещать храмы в  дни богослужений и молитвы.

 

Чуждая нравственной христианской основы их жизнь ищет  других  основ и иной почвы и все более и более приобретает  языческий характер.  Любовь, как  основное начало нравственности, уступаетъ место самолюбию со всеми его печальными последствиями. Вместе с  утратою веры в Бога исчез  и страх Божий, это основное начало премудрости, разума и жизни нравственной. Перестав  же бояться Бога, люди перестали бояться и людей, почитать власти, повиноваться законам, исполнять свой долг. Возникла повсюду необычайная смелость к совершению страшных  преступлений. Жизнь семейная и общественная, потеряв под  собою почву, стала быстро приходить в ь разрушение. Забыв, что исправление нравственной жизни в  обществе каждый должен  начинать с  себя самого, так  называемые передовые люди, стали торопливо составлять новыя формы жизни, как  будто в  этих формах  заключается главная сила улучшения общественной нравственности.

 

Лучший дар  духовной природы человека, его свобода, и та подверглась крайнимъ злоупотреблениям, перейдя в  самый грубый произвол  и своеволие. Возникли десятки и даже более партий, друг  другу враждебных, друг  друга преследующих  и унижающих;  свобода союзов выразилась у некоторых  в  крайне произвольном  и враждебном отношении не только к  существующему государственному строю, но даже в открытых  возстаниях  и заговорах против  высшей, Богом  установленной, власти. А сколько печальных  последствий, крайне вредных  для жизни государственной, принесла с  собою свобода печати и слова? Мятежи, возстания, своеволие, неповиновение, — вот  вредные плоды ложно понятой у насъ народной свободы.


Пагубное и тлетворное влияние взрослых  быстро стало отражаться и на молодом  поколении. Любящия, покорныя, доверчивыя дети наши мало-по-малу стали выходить из повиновения своим  родителям  и воспитателям  и затем, отвергнув  окончительно их  законную над собою власть, захотели быть самостоятельными. И у них , у этих  детей, возникли свои союзы, свои постановления, свой самостоятельный порядокъ жизни. Они сразу выросли въ большихъ людей и решили, что больше уже не нуждаются въ руководстве старших. К  великому удивлению нашему их, этих  малолетних детей, нередко недостигших  и тринадцатилетняго возраста, слушают  даже родители и разделяют  их  взгляды и мнения.

 

В  результате  получилось крайне печальное, небывалое ни в  одной стран  явление, — дети стали выше своих  родителей, начальствующих  и воспитателей и, поменявшись ролями, стали заправлять всем  ходом  школьной жизни. Произвольное отношение  к учению, забастовки, крайняя ленность, расчитывающая на принудительное снисхождение со стороны учащих, непрерывныя волнения, обструкции, — вот ужасные плоды детскаго своеволия. Наконец,  детския руки, о чем  страшно и вспомянуть, стали чаще и чаще обагряться кровию ужасных  преступлений и других  пороков, каковы: убийства, грабежи, воровство и т. п.


Как  все это тяжело и страшно для человека верующаго! Где  же этому конец, где  предел  этого крайнего нравственнаго развращения в  обществе, в  ком искать нам  спасения наших  семейств, нашей дорогой родины? А между тем  мы стоим  уже в  преддверии новаго года и новыя тяжелыя думы и чувства невольно овладевают  нами. Что даст  нам грядущий год , чего ожидать от него? Неизвестность будущего и тяжкое предчувствие томит  нас. Завтра наступает  первый день этого года: «С  новым годом, с  новым  счастьем», повсюду станутъ поздравлять друг  друга родные и знакомые. Неужели и мы будемъ спешить поздравлять друг  друга, радоваться и восторгаться? Не скорбеть-ли лучше и сокрушаться о содеянных  грехах  прошлаго года? Не хуже-ли будет  в грядущем  новолетии? «Счастья, счастья желаем», — слышать мы будем  завтра повсюду.

 

О, какою насмешкою над нами самими могут  звучать эти поздравительныя слова! Как тяжело сознавать и произносить их без  надежды на лучшее. Будем  же поздравлять своих  родных и знакомых  с  новым счастьем, но будем  в  то же время верить и надеяться, что Господь милосердный положит  предел  праведному гневу Своему, будем  молиться Ему о даровании новой жизни в  наступающем новолетии и о собственном исправлении. Сегодня канет  в  вечность протекший год, но пусть вместе  с ним  канут  в  вечность и все те  бедствия и несчастия, какия он  принес  с собою.

 

Будем желать и молиться вместе с святою церковию, чтобы Господь даровал  нам будущее лето благоприятно, будем молиться сегодня в  полночь, встречая новый год  не в  увеселительных  заведениях, а в  храмах  Божиих, будем  молиться и завтра, внимая чудным  священным песнопениям  и молитвословиям  св. церкви. Будем  молиться Господу Богу с святою материю нашею церковию, да избавит  Он  нас от  постигших  насъ бедствий, да дарует  Он  мир людям, да прекратить вражду и междоусобныя брани, да подаст  нам нелицемерную любовь и доброе житие, да пощадит  Он нас, и да не воздаст  по делам  нашим. 

 

Да пошлет   Он на землю дожди благовременные и росу плодоносную, ветры тихие и благорастворенные, теплоту солнечную. Да укрепит  Господь церковь Свою святую, да утвердит, умирит  и расширит  ее, да угасит Он  конщунство и всякия ереси и расколы. Помолимся Господу, да избавит Он  нас  от  глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествія иноплеменных.  Да дарует  Он  тихий круг летный, безмятежный, мирный, покойный, да благословитъ вѣнецъ лѣта благости Своея. <…> Но сего не будет, если мы не исправимся и не будем молиться. Покаемся же чистосердечно и Господь дарует нам в  Новом  году мир, счастье, благоденствие, довольство. Да будет  сие! Аминь.

 

Архиеп. Арсений Брянцевъ  († 1914 г.).  Слово, произнесенное в Озерянской церкви Харьковскаго Покровскаго монастыря, в день отдания праздника Рождества Христова и накануне Новаго Года, 31 декабря 1906 года. О великом  значении праздника Рождества Христова въ связи съ событиями жизни в оканчивающемся году и пожеланиями — в наступающем.

 

Источникъ: Собрание слов и речей Высокопреосвященнаго Арсенія (Брянцева), Архіепископа Харьковскаго и Ахтырскаго, говоренныхъ въ разныхъ мѣстахъ его служенія. Томъ IV – Книга II. 1906-1909 гг. — Харьковъ: Типографія Губернскаго Правленія, 1909. — С. 43-50.

Написать комментарий