Самоочищение Церкви: Константин Душенов комментирует увольнение протод. Андрея Кураева (видео)

Самоочищение Церкви: Константин Душенов комментирует увольнение протод. Андрея Кураева (видео)

Известный православный публицист, исповеднически претерпевший гонение за веру, Константин Душенов на аналитическом телеканале «ДеньТВ» делится своей точкой зрения на ситуацию вокруг одиозной личности протодиакона Андрея Кураева и реацию на него Русской Православной Церкви.


«В последнее время русские православные люди стали свидетелями очередной 1001-й серии безконечного, уже 20 лет тянущегося сериала под названием "Кураев-онлайн”. Но эта-то серия, к сожалению, по своему цинизму, по той грязи, которая на нее налипла, превзошла все предыдущие и закончилась изгнанием Кураева из корпорации профессоров Московской Духовной Академии. Сам этот факт вызвал большое количество комментариев в интернете и со стороны православных христиан и со стороны разного рода досужих наблюдателей. И связан он, на мой взгляд, с тем, что в одной точке сошлись три тенденции.
 
Ну, во-первых, Кураев просто надоел своим коллегам-профессорам, потому что на протяжении многих лет он занимался тем, что, по сути, профанировал Православие. Он, наверное, виднейший представитель такого "Православия-лайт” – облегченного варианта, связанного с тем, что не человека из мира пытаются поднять и возвысить до уровня православной церковной духовности, а наоборот берут эту православную церковную духовность и ее насильно принижают до уровня, так сказать, среднестатистического потребителя. И вот Кураев был как раз таким талантливым "бизнес-менеджером” этого проекта, что ли. То есть он предлагал по сходной цене "Православие-лайт” всем желающим. И в общественно-политическом смысле это давало ему известную популярность. А с точки зрения духовной – это, конечно, полная катастрофа, и его личная и, к сожалению, такая духовная отрава для тех, кто оказался вовлеченным в этот процесс псевдо-духовного потребительства.
 
Вторая тенденция связана с тем, что в целом патриарх Кирилл в последнее время пытается повернуть корабль церковной политики на путь традиционного Православия, очистить его от либеральных эксцессов, от разного рода провокаторов, прямо скажем, которые примазались, иногда провокаторов в рясах, предателей в рясах, он сам произнес эти слова. И этот процесс связан с тем, что наиболее одиозные фигуры, подобные протоиерею Георгию Митрофанову в Петербурге, а в Москве вот диакон Кураев, – они оказываются, так сказать, выдавлены из среды людей, которые в глазах общества в силу своего сана как бы имеют право от лица Церкви комментировать разные события.
 
Вот, год назад патриарх просто запретил о. Георгию Митрофанову публично выступать с какими бы то ни было комментариями. Ну, а Кураев – человек, как я понимаю, в этом смысле более самонадеянный, самолюбивый, и когда он понял, что неминуемо попадет в эту ситуацию, его... как говорил классик: и тут Остапа понесло. И вот, Кураева понесло и принесло в итоге к печальному скандальному берегу, где он начал усиленно раскапывать тему, связанную с нетрадиционной сексуальной ориентацией православных иерархов.
 
С точки зрения пиара, это ход безошибочный, потому что всегда и везде публика с наибольшим интересом смотрит, читает и слушает материалы, связанные с чем-то жареным, с какой-то грязью, с какими-то скандалами. Но если посмотреть на это глазами церковного человека, то это, конечно, полное безобразие, это хамов грех – попытка открыть наготу отца своего. Это не значит, что в Православной Церкви есть запретные темы. Я в свое время, еще когда был главным редактором газеты "Русь Православная”, тоже касался этой проблематики. Она реальна, она существует. Но по-разному можно об этом говорить. И еще зависит, к какой аудитории обращается человек, когда он поднимает такие больные проблемы. Если он обращается к людям церковным и с болью говорит об этом, пытаясь вскрыть язвы с тем, чтобы они потом подверглись уврачеванию, – это одна позиция, она имеет право на существование. А если человек просто расцарапывает, раскапывает это всё, выпуская наружу гной для того, чтобы приобрести личную популярность, – это, конечно, совершенно уже другой расклад. Вот, что касается Андрея Кураева, он пошел, к сожалению, по этому пути.
 
Сойдясь воедино, все эти три тенденции: и раздражение корпорации профессорской, и изменение общего курса церковной политики, и вот личное скандальное поведение Кураева, – они привели к тому, что его и выгнали из профессоров. Как будут развиваться события дальше, сейчас сложно сказать. Но, скорее всего, это уже, что называется, такой последний звоночек. А дальше Кураев вполне может пойти по пути Глеба Якунина, например. Всё уже зависит от того, хватит ли у него разума, чтобы остановиться. Если нет, то тогда всё это дело закономерно закончится извержением из сана, а может быть и отлучением от Церкви.
 
А что касается нас, простых православных мирян, – я думаю, что вот эти попытки втянуть народ Божий, народ церковный в безконечные обсуждения вот этой грязи, они совершенно контрпродуктивные, если говорить светским языком, а если говорить с точки зрения церковной, то они, конечно, духовно пагубные. Христианин есть воин, воин духовный, он призван бороться со злом и внутри себя и с тем злом, которое существует вовне в мире, это очевидно. Это не значит, что христианин должен быть подобен страусу, который голову в песок прячет при приближении любой опасности. Нет, мы должны ясно понимать и трезвым взглядом видеть все эти недостатки, которые существуют и в современной церковной жизни. Но мы должны научиться отличать тех, кто говорит об этих недостатках с кровью сердца, пытаясь исправить их, найти какие-то пути для решения проблем, от тех, кто просто зарабатывает на этом дешевую популярность, провоцирует интерес и наносит вот этим скандальным, скабрезным перемалыванием грязных подробностей тяжелый духовный вред и самому себе, и окружающим, и Матери-Церкви.
 
А в целом, я думаю, вот эта ситуация, сложившаяся с Кураевым, высветила главное – она высветила тот факт, что Русская Православная Церковь в течение последних лет начинает процесс самоочищения от этой либерально-демократической скверны, от этих шоуменах в рясах, которые деятельность свою строили исходя не из церковных интересов, не из каких-то духовных, православных предпосылок, а исключительно, как пиарщики, политтехнологи, работая на собственную популярность и не более того. И это отрадно. Спаси вас Бог, братья и сестры!»

Написать комментарий