СИЛА ГОСПОДНЯ СМИРЕННЫМИ СЛАВИТСЯ

СИЛА ГОСПОДНЯ СМИРЕННЫМИ СЛАВИТСЯ

О том, как приобретается человеком смиренномудрие
Был один брат, вступивший под начало в общежитие; и он постоянно молчал, сам себя лишая свободы говорить. Другие новоначальные говорили о нем: «Не из благоговения молчит он, а потому что не умеет говорить». Другие же говорили: «Нет не потому: а в нем бес». Брат, слыша сие, не отвечал им: в сердце же своем воздавал славу Господу.

Один брат сказал: «Попросил я себе у Господа такой помысл смиренномудрия, чтоб, когда брат мой прикажет мне сделать что-нибудь, говорил я помыслу: "это господин твой, слушай его"; а если прикажет другой брат, опять говорил: "это брат господина твоего". И если прикажет ребенок, и тогда говорил: "слушай сына господина своего"». И таким образом противясь чуждым помыслам, при содействии благодати, безмятежно делал он дело свое.

Блажен монах, который соблюдает заповеди Господни, и имеет попечение о трех вещах: об упражнении в молитве, о рукоделии и размышлении. Ибо написано: упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог (Пс.45:11); и еще: нищь есмь аз, и в трудех от юности моея (Пс.87:16); и еще: и в законе Его поучится день и нощь (Пс.1:2).

Если увидишь брата небрегущего о своем спасении, не соблазняйся нерадением брата, и не подражай его лености, блюди же себя чистым. Если не будем друг друга тяготы носить (Гал.6:2); то как обретем благодать пред Господом? О том позаботимся, еже не полагати претыкания брату или соблазна (Рим.14:13). Кто ни в чем не соблазнил брата, сей велий наречется в Царствии небеснем (Мф.5:19).

В каком месте ни пребываешь, не будь нерадив о своем спасении.

Если пребываешь, возлюбленный, на месте именитом; то смотри, не будь побежден высокоумием; не уничижай в мысли братьев, будто бы принадлежат они к жалкому обществу. Ибо один Господь знает сокровенности сердца. Смотри, чтоб не оказалось, что превозносишься ты листьями, тогда как у них есть и плоды. Но лучше, сколько можешь, столько смиряй себя, и обретешь благодать пред Господом; яко велия сила Господня и смиренными славится (Сир.3:20).

Если ты, возлюбленный, пребываешь на послушании у отца духовного, не полагай сам себе устава, говоря: «не можно сделать того или этого». Ибо если не станешь делать, а потом по принуждению сделаешь, то не избегнешь обвинения в преслушании. Посему надобно предоставить себя Божию управлению; потому что не одни и те же помыслы бывают в душе. Но если приказанное не по силам нам; то не с гневом воспротивимся приказанию игумена, но просительно, и умоляя жалобным голосом, представим настоятелю, что дело не по нашим силам. Противу же греха станем до крове (Евр.12:4). Не делай так, чтоб день хранить благоговение, а чрез день не иметь благоговения, но во всякое время да будет с тобою смирение, и обретешь упокоение.

У братии бывает нечто подобное сему: если брат преуспевает в благоговении, то враг другого нерадивого брата вооружает смущать его и вместе делает, что и сам безмолвствующий отвечает сему брату по безумию его. При таком же порядке дел кто-нибудь другой возвысит голос, и скажет: «Вот вам и благоговение!» А когда пройдет огорчение; сам благоговейный начнет уязвляться противными помыслами, и говорить сам себе: «Погубил ты свое благоговение; вот как неприлично вел себя пред братией. И теперь что будешь делать из сего равнодушия?» Смотри, чтоб не подавило оно тебя, как немощного и униженного. Ибо написано: и со строптивым развратишися (Пс.17:27); и еще: не подстелися мужу бую (Сир.4:31), чтоб не увлечься вместе с ним в беззаконие. Ибо велено не только подстилать себя, но даже подставлять ланиту ударившему.

 

Почему и Апостол заповедует, говоря: не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое (Рим.12:21). И Господь дал заповедь, сказав: аще тя кто ударит в десную ланиту, обрати ему и другую (Мф.5:39). Так не должно развращаться с строптивым и кидаться под ноги греху.

 

Ибо написано: аминь глаголю вам, яко всяк творяй грех, раб есть греха (Ин.8:34). И если брат в этих помыслах не противостанет врагам, не оставят они его в добродетельной жизни, но вскоре сделают сварливым, драчливым, раздражительным и гневным, человеком грубого нрава, не только не назидающим себя, но и развращающим души других. А если, раскаявшись, снова примется за честную жизнь, то будет умнее в борьбе, как изведавший вред опытом.

«100 слов о смиренномудрии» прп. Ефрем Сирин

 

Написать комментарий