Сердцем верует и устами исповедует

Сердцем верует и устами исповедует

Архим. Феофан Александров. Слово в Неделю 31-ю по Пятьдесятнице
Господи! да прозрю! (Лук. 18, 41).
Когда Господь и Спаситель наш Иисус Христос приближался ко граду Иерихону, в то время при пути, по коему предлежало Ему шествовать, сидел слепец просивший милостыни. Услышав необыкновенный шум волнующагося народа, вопрошает мимоходящих о причине толикаго стечения и движения, и узнав, что Иисус идет, всею силою возопил к Нему: Иисусе Сыне Давидов, помилуй мя (Лук. 18, 38). Яко верный Израильтянин для молитвы, или по крайней мере, яко нищий, для милостыни посещая Иудейския синагоги, в коих каждую субботу читали Моисея и Пророков, он давно слышал, что обетованный Мессия между многими другими чудесами, о коих Пророки предвозвестили, отверзет очи слепых (Ис. 35, 5), слышав без сомнения и то, что Иисус Христос, уже три лета проповедует Евангелие царствия, и многия сотворил чудеса, в числе коих, по пророчеству Исаии, многим слепым или возвратил, или даровал зрение; итак он обращается и вопиет к Иисусу Христу именуя Его Сыном Давидовым: ибо слышал также, что Мессия особенно был обещан сему царственному Пророку, и от племени его имел родиться; умоляет Его о милосердии, и хотя не словами, но внутренним языком сердца сильно и убедительно молит даровать ему зрение: Иисусе Сыне Давидов, помилуй мя! сколько ни воспрещали ему другие, да умолчит; но он еще с большим усилием вопиял: Сыне Давидов! помилуй мя.
В истории сего слепаго получившаго прозрение описывается вера со всеми своими животворными и спасительными плодами. Слепец сей знал, что слепота и нищета его суть наказание за грехи: однако не терял упования на Бога, и возложенный на него сугубый крест нес терпеливо и благодушно, с полною верою, что Господь Бог имеющий попечение о всех тварях, не оставлающий и птенцов врановых призывающих Его, без сомнения, не оставит его. И потому седя при пути ожидает милостыни, т. е. несомненно верует, что Бог расположит сердца мимоходящих к милости, и они, тронувшись сугубым несчастием его, нищетою и слепотою, не отрекутся уделить ему сколько-нибудь от избытков своих; все сие доказывает веру слепаго: ибо первое и главнейшее свойство веры есть уверенность в промысле Всевышняго и попечении Его о нас и в самых наших несчастиях.
Плоды сей веры: первый — призывание. Ибо как скоро слепый уверовал, что Иисус Христос есть Спаситель, посланный Богом с небес на землю, для избавления рода человеческаго от всех душевных и телесных болезней; то сею верою одушевленный призывает Иисуса Христа; ибо теснейшим союзом соединены между собою вера и призывание. Како призовут, в Него же не увероваша? Сие призывание восходит к престолу Божию чрез ходатая за нас Господа нашего Иисуса Христа: ибо мы веруем и исповедуем, что Он для того облекся в плоть нашу, чтобы пред престолом грознаго, нелицеприятнаго правосудия Божия быть нашим ходатаем, заступником и защитником. Призывание Иисуса Христа относится к двоякому Его естеству: к человеческому и Божескому. Взывая к Нему: Сыне Давидов, слепый признает Его истинным человеком, рожденнымот семени Давидова по плоти (Рим. 1, 1); а прося у Него зрения исповедует Господем самаго Давида, и всех людей, и всех тварей Создателем и Владыкою. Упоминаемый ныне слепец прибегает в своем призывании к одному милосердию Иисуса Христа: Иисусе Сыне Давидов, помилуй мя; Сыне Давидов, помилуй мя! Его прошение, его молитва дышат смирением мытаря, и чужды гордости и дерзости Фарисеевой. Он не разсуждает о себе, не осуждает других, не вопрошает Господа: чем заслужил я сие сугубое наказание: слепоту и нищету; другие такие же, а может быть, и большие, нежели я, грешники, пользуются светом очей, и наслаждаются всеми удовольствиями жизни; просит милости себе, не требуя другим суда; как бы так говорит: по всей истине, по всей строгости суда Божия я достоин сего сугубаго наказания, слепоты и нищеты: ибо я грешник от чрева матери моея: но Ты пришел в мир грешныя спасти; и потому прибегаю к Твоему милосердию, падаю к престолу Твоей благодати: ибо всем притекающим к Тебе с верою обещаны помощь и спасение!
Таково, слушатели! долженствует быть и наше призывание. Оно должно быть основано на едином милосердии Божием. В призывании нашем мы должны истребить всякую мысль о своей правде, и о своем праве, а потому должны вопиять ко Господу словами Пророка Даниила: не на наши правды уповающе повергаем моление наше пред Тобою, но на щедроты Твои многия (Дан. 9, 18).
Иисус Христос, по видимому, не обращает внимания на прошение слепца; а другие уже воспрещали ему безпокоить и утруждать небеснаго Учителя, занятаго конечно предметами важнейшими, нежели его слепота: слепец не теряет однако надежды на божественнаго Врача, не умолкает, не престает молить и вопиять. Таково должно быть и наше моление, неослабное, постоянное, безпрерывное. Аще умедлит, говорит о Боге Пророк Аввакум, потерпи Ему; яко идый приидет, и не умедлит (Авв. 2, 3). Потерпе душа моя в слово Твое, взывает Давид ко Господу: упова души моя на Господа (Псал. 129, 6). Без сомнения, Иисус Христос и по первому гласу слепаго был готов оказать ему помощь; но некоторым видимым коснением, некоторым мнимым замедлением хощет усилить его к Себ веру и усугубить в нем искреннее желание прозрения. Видя наконец всю искренность его желания, всю силу веры, все постоянство его молитвы, Он остановил Свое шествие, и повелел привести его к Себе.
Молитва Иисуса Навина остановила некогда солнце в течении своем. Молитва слепаго остановила шествие Солнца правды — Христа. Какова же сила молитвы! слабая тварь, бедный грешник может остановить ею Бога. Что хощеши, да сотворю тебе, вопрошает слепца Иисус Христос? Сердцеведец знает сам, знает прежде ответа и нужду и желание просителя: но сим вопросом предлагает ему всего Себя со всею благостию, со всеми Своими дарами, желая дать более, нежели сколько просит. Слепец исполненный веры во Иисуса Христа ответствует ему: Господи, да прозрю! Иисус Христос исполняет желание сердца его, и возращает ему зрение сказав: прозри. Но сие великое благодеяние, сие чудо милосердия не к Себе, не к Своей благости и всемогуществу относит, но приписует всецело одной вере слепаго: вера твоя спасе тя.
Итак вторый плод веры есть исцеление слепоты. Мы по милости всеблагаго Господа Бога пользуемся зрением телесным, и наслаждаемся светом солнечным; при всем том однако не страждем ли слепотою инаго рода, духовною? Не есть ли явная слепота, не видеть безценнаго сокровища пред нами положеннаго, а также и бездны лежащей пред стопами нашими? Не есть ли великая слепота, избирать вместо камней драгоценных углие горящее, вместо врачевства — яд, вместо живота — смерть? Не есть ли несчастная слепота убегать добра и стремиться ко злу; предпочитать благам истинным ложныя, духовным плотския, небесным земныя, вечным тленныя? яснее: не есть ли жалкая слепота в течении сей жизни столь часто, и столь многим и великим подвергаться погрешностям, впадать в заблуждения столь непростительныя, следовать более влечениям чувственности, нежели гласу разума? Не есть ли крайняя слепота — не видеть также вечных мучений угрожающих нераскаянным грешникам во аде? Все сие не есть ли крайняя слепота? От сей-то слепоты исцеляет нас вера. Ибо она открывает нам вопервых славу будущаго века; так о Моисее говорит Писание: верою Моѵсей велик быв отвержеся нарицатися сын дщере Фараоновы: паче изволи страдати с людьми Божиими, нежели имети временную греха сладость: большее богатство вменив Египетских сокровищ поношение Христово: взираше бо на мздовоздаяние (Евр. 11, 24-26). Так при свете веры мы созерцаем будущее блаженство, уготованное для праведных в вечности, и ходим непреткновенно путем заповедей Господних. Верою побеждаем мир, верою препобеждаем чувственныя вожделения плоти, верою престаем творить дела тьмы, и облекаемся во оружие света, и животворный свет веры возбуждает нас от сна греховнаго, воскрешает от смерти духовной; и мы яко чада света во дни благообразно ходим. Посему-то св. Апостол Павел сказал уверовавшим Ефесеянам: бесте иногда тьма: ныне же свет о Господе. Каким же образом? Бог дал вам просвещенна очеса сердца верою во Иисуса Христа (Ефес. 1, 18).
Третий плод веры во Христа есть благодарность Богу за оказанныя от Него нам благодеяния; слепец получивший зрение хвалит и прославляет Бога за сию милость: кольми паче мы христиане, удостоенные толиких благ от Бога верою в Господа нашего Иисуса Христа, должны соделаться все живыми орудиями хвалы и славы Божией. Каждая душа христианская! пожри Богови жертву хвалы (Псал. 49, 14). Какое таинство! какая честь и слава! мы верою преобщаемся Господу, мы вкушаем и видим, яко благ Господь; мы бываем един дух с Господем: посему уста и язык и душа, и все существо наше да хвалит и славит Господа! Благослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его (Псал. 102, 1)! Вот чего требует от нас Господь за все столь щедро излиянныя, и столь обильно изливаемыя на нас благодеяния! но и сего требует не для Себя: ибо Он сам в Себе всесовершен и преблажен, сам Собою предоволен; требует сего вопервых по вечному закону Своей правды, коей Он есть ревнитель и защитник: а первое правило сего закона — все получаемыя благодеяния возвращать благодарностию к их Виновнику и Подателю; вовторых, требует сего для нас самих: ибо возсылаемая нами к Нему благодарность за полученныя милости низводит на нас новыя и большия благодеяния.
Четвертый плод веры есть любовь к ближнему, духовная польза и назидание онаго. Слепец уверовав во Христа своим примером и других многих обращает к Нему, и тем самым дает им случаи благодарить Бога и славить имя Его. Все людие видевше, что слепец получил зрение, и за сию милость славит Бога, воздаша хвалу Богови. Так, благодарный слепец, удостоившись узреть свет вещественный, делается для других светильником света духовнаго; и посему исполнились над ним сии Христа Спасителя слова: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Матф. 5, 16). Истинная и живая вера во Христа побуждает нас иметь попечение и о ближних наших; производит в нас святую ревность к их спасению, и влагает искреннее желание привести их ко Христу. Те, кои воспрещали бедному прежде слепцу призывать Иисуса Христа, сами не имели веры, а потому и любви к ближнему, которая есть первый плод ея. Так и ныне в тех нет истинной и живой веры, кои препятствуют, или, по крайней мере, не содействуют спасению своего ближняго; кои хотя ничем намеренно и не поддерживают вольнодумства человека невернаго; но впрочем невниманием и равнодушием к его внутреннему состоянию оставляют его спокойным в своем неверии, и не дают ему чувствовать, что сия духовная слепота его есть ужасное зло: ибо ведет его прямо к вечной погибели.
Не так поступает упоминаемый ныне в Евангелии слепец: но, как искренно, всем сердцем верует; то и устами исповедует, и языком славословит и делами превозносит своего милосердаго Просветителя; и сим своим примером многих обращает и приводит к Нему. Так вера проникнув и озарив светом своим прежде одну грешную душу распространяет потом животворные лучи свои чрез нее и на других. Андрей первый из Апостолов уверовал во Христа Иисуса, и как скоро узрел брата своего Петра, говорит: обретохом Мессию, еже есть сказаемо Христос, и приведе его ко Иисусови (Иоан. 1, 41). Филипп увидев Нафанаила говорит: мы обрели Иисуса, о Котором писал Моисей в законе и Пророки: прииди и виждь. Вот служение достойное Бога, Который есть любы; служение толико Ему благоприятное! то есть словом и делом, учением и примером приводить блуждающих во тме неведения ко свету истины, и тем споспешествовать Иисусу Христу в распространении и утверждении благодатнаго царствия Его на земли.
Христе Спасителю! Свете истинный! в начале, когда из ничтожества привел Ты в бытие вещество сего видимаго мира; тьма покрывала бездну; приступая к образованию мира и устроению тварей Ты рек: да будет свет, и бысть свет (Быт. гл. 1). Еще тьма покрывает духовно Тобою творимое, и толико Тобою любимое спасение человека. Рцы, Светодавче! реки́ из тьмы нашей свету возсияти, иже и возсияет в сердцах наших к просвещению славы Божия (2 Кор. 4, 6) о лице Твоем; сотвори, да все во свете Твоем узрим свет, и тогда паки будут вся добра зело. Аминь.
Произнесено в Донском монастыре в 1835 году.
Источник: Продолжение поучительных слов на воскресные дни, от недели пред Воздвижением до недели по Рождестве Христове включительно, говоренных Архимандритом Феофаном. Части четвертой, том первый. — М.: В Типографии В. Готье, 1849. — С. 216-225. 


Написать комментарий