Любящему Бога восхитительна премудрость Божия

Любящему Бога восхитительна премудрость Божия

I. Св. препод. Иоанн, ныне прославляемый, назывался кущником, потому что подвизался в куще, или шалаше, при доме своих родителей; жил он в V веке, происходил от богатых и знатных родителей, живших в Константинополе. Родители дали ему прекрасное образование. С ранних лет в душе Иоанна таилась необыкновенная любовь к Богу. Он любил читать духовные книги, которые и убедили его, что все в мире тщетно, что никто и ничто не может и не должно быть исключительным предметом любви человеческого сердца, кроме Бога, Творца нашего, Промыслителя и Спасителя. Однажды встретил он инока, которого упросил взять его с собой в обитель. Выпросив у родителей в подарок  себе Святое Евангелие, Иоанн с иноком тайно от них уплыл на корабле в дальнюю обитель, где и пробыл шесть лет, удивляя всех братий подвигами благочестия. Затем по устроению Божию он  в одежде нищего отправился в дом своих родителей, им  не открывшись и ими не узнанный. По времени, по просьбе Иоанна, управитель дома его родителей сделал  для него при их  доме кущу, или шалаш, в  которой Иоанн провел  три года. Господь Сам  явился святому и открыл, что душа его скоро перейдет  к  Нему и поселится с праведными. Тогда св. Иоанн пожелал открыться своим родителям. Представ пред ними, подал им Евангелие, которое они подарили ему, и сказал: «Я ваш сын! Не сам я виновник  ваших скорбей, но это Евангелие: оно научило меня любить Бога более всего». Какова же была радость, когда родители увидели своего возлюбленного сына, и какъ жалели они, что не узнали его в лице нищего! Иоанн вскоре после этого, на третий день, скончался, будучи не более 25 лет. По желанию его самого он был похоронен родителями на месте кущи, где впоследствии они построили церковь и странноприимницу.

Святые  мощи Иоанна сначала хранились в  Константинополе, а потом перенесены в  Рим.

II. Жизнь св. Иоанна кущника, возлюбившего паче всего — богатства, славы, мирских  удовольствий и своих родителей — Бога, учит нас любить Бога больше всего. В  чем состоит любовь к Богу?

Любовь к  Богу состоит и во всегдашнем охотном  помышлении о Боге, и в душевном услаждении совершенствами Божиими, и в любительном расположении сердца к  Богу.

а) Любящий Бога всегда помышляет о Боге. И это весьма естественно. Кого любим, о том  и мыслим. Богомыслие у любящих  Бога походит на такую жажду, которая тем  более увеличивается, чем  более ее утоляют. Один из любивших  Бога, св. царь и пр. Давид, сказал: возжада душа моя к Богу крепкому, живому. И какое же было следствие этой благодатной жажды? Всегдашнее, постоянное стремление к помышлению о Боге. Предзрех Господа предо мною выну, говорит о себе тот же, кто сказал о себе так: возжада душа моя к Богу крепкому, живому.

б) С помышлением о Боге в любящем Бога тесно соединено сердечное услаждение совершенствами Божиими. Любящему Бога восхитительна премудрость Божия. Он желал бы, если бы то можно было, усвоить весь свет ума Божия своему уму и своему сердцу. Поэтому любящий Бога с радостным вниманием углубляется во все дела премудрости Божией, и от глубины души и в глубине  души с пророком  Давидом восклицает дивна дела твоя, Господи, вся премудростию сотворил  еси. Восхищают любящего Бога и прочия совершенства Божии. Сладко любящему Бога воображать и чувствовать, что Бог везде, и что Он все видит и все слышит. Сладко любящему Бога воображать и чувствовать, что один  Бог всемогущ, и что Он один творит все, что хочет.

Но еще сладостнее любящему Бога воображать и чувствовать везде благость Божию. И это потому, что благость сия простирается не только к великим существам, но и к малым — к самым ничтожным, повидимому не заслуживающим и внимания, и за всем тем составляющим предмет попечения Божия. Так, от Серафима до червя все пользуется милостию Божиею. Благость Божия хранит и светло-творит солнце, но она же хранит и волос главы нашей. Благость Божия дает пищу льву, но она же питает и муху. Благость Божия любит, прославляет праведных, но она милует, щадит и грѣшников. Утешительная мысль, что великий, всесильный Бог милостив и к малым и к слабым существам, сильно веселит душу любящую Бога и побуждает сказать с псалмопевцем: благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делах Его.

в) Кроме сего любовь к Богу состоит в любовном расположении сердца к Богу. Это состояние неудобь выразимо. Его можно, по благости Божией, живо чувствовать, но не изъяснять. В этом состоянии находившийся пророк  Давид взывал  к  Богу: Господи! вся кости мои рекут: кто подобен  Тебе? Сердцу апостола Павла так  была сладостна любовь к Богу, что он не находил ничего в  мире, могущаго отвлечь его от Бога; кто ны, говорил он, разлучит от любве Божия? Этого не в состоянии сделать, ни смерть, ни живот. Все, что есть приятнейшее в ощущениях, все то чувствует  душа, любящая Бога в высшей степени. В такой душе и светло, и легко, и спокойно, и радостно. Тут  бездна благодатной сладости и небесных восторгов. Что чувствуют добрые дети в отношении к родителям, то чувствует душа, любящая Бога, в отношении к Богу, только в высшей степени, не плотски, но духовно, не по действию страстей, но по действию Духа Святаго, живущего и действующего в душе, любящей Господа Бога. Тут свое всегдашнее помышление о Боге, свое постоянное желание быть в присутствии Божием, свои воздыхания при ощущении удаления от Бога, свои слезы радости, свои неизъяснимыяе восхищения при ощущении близости Божией и душевного общения с  Богом. О сладчайший Боже, говорит  в тайне  души своей человек, любящий Бога: услаждаемый Тобою, я не знаю как  Тебя назвать. Ты и Создатель мой, и Царь, и Отец. Я оживаю, я обновляюсь, я делаюсь духовным, я становлюсь светоносным, я переношусь от земли на небо, я истаеваю в слезах радости, когда Ты, Господи, даешь мне чувствовать Твое милостивое присутствие во мне. Но нет сомнения, что в них  бывают, хотя по временам, сильные, необыкновенные движения благодатной Божественной любви. Послушаем, что говорит один из тех, которые по собственному опыту знают, как  действует в душах сильная любовь к Богу: «Егда, говорит святый Макарий Египетский, благодать чистейший испускает  в  душе свет, тогда, аки от обильнейшего испития вина любви Божия возвеселившись, человек  составляет праздник. Бывает и сие, егда свет  сей сияющий в сердце, другому внутреннейшему и глубже блистающему свету отверзает дверь и человек весь сладостию оною и умозрительством напоенный, не к тому в себе самом бывает, но аки юрод  и непотребен миру вменяется новых ради прелестей любви и сладости». Эта степень любви Божественной так  высока, что мы грешные недостойны и говорить и слышать о ней. Это редкость великая на земле, но она возможна, доступна людям, при помощи Божией.

III. Видели мы отчасти, в чем состоит любовь к Богу. Ублажим возлюбившего Господа всей силою своей души св. Иоанна кущника. Он счастлив, он блажен. Поревнуем его благу и помолимся, да дастся и нам хотя малейшая часть сладкой и душеспасительной любви к Создателю нашему. Аминь. (Сост. по Ч. М. и «Слов. и реч.» Иакова, архиеп. нижегородскаго и арзамасскаго, ч. III, изд. 4).

 

Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных  на каждый день года применительно к  житиям  святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковью, и приспособленных к  живому проповедническому слову (импровизации). Составил Священник Григорий Дьяченко. В  двух  томах: Том первый. Первое полугодие. (330 поученій). —М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 45-46.

 


Написать комментарий