Последний духовник Троице-Сергиевой Лавры

Последний духовник Троице-Сергиевой Лавры

Схиархимандрит Троице-Сергиевой лавры Зосима (Захария) родившись в 1850 году, Захария был одиннадцатым ребенком в крестьянской семье. Будучи еще семилетним мальчиком, Захария стал убегать из дома в лес, ища уединения. Мать, обеспокоенная поведением сына, пошла к сельскому священнику за советом, а тот, помолившись, вдруг сказал, что Захария будет монахом и доживет до глубокой старости. После этого мать перестала безпокоиться за ребенка и больше не обращала внимания на его странности.

В многодетной семье младших детей не учили грамоте, и Захарию по достижении 16-летнего возраста отправили в город работать. Вскоре умерла мать юноши, благословив его перед самой смертью иконой Казанской Божией Матери. Умирая, мать сказала Захарии, чтобы он шел в монастырь даже в том случае, если отец будет противиться этому.

Отец действительно не хотел слышать ни о каком монастыре, решив женить своего сына. Тогда Захария против отцовской воли отправился в монастырь Белые берега. С собой он взял ту самую икону Казанской божией Матери, которой благословила его мать перед своей смертью.

Игумен монастыря, выслушав юношу и увидев в нем избранника Божия, отправил его в Оптину пустынь к отцу Амвросию. В напутствие он сказал юноше: «Делай так, как скажет отец Амвросий». И Захария отправился в путь. По дороге в монастырь юноше было видение Божией Матери, которая велела ему, перед тем как идти к отцу Амвросию, помолиться на могиле схиархимандрита Макария. Захария так и поступил.

Но юноша несколько дней не мог попасть к старцу Амвросию — к нему приходило множество людей. Уже отчаявшись, юноша стоял в толпе на крыльце, как вдруг «Матерь Божия сошла с иконы, лежавшей у него в сумке, и повела его к старцу Амвросию, который лично встретил Захарию на крыльце». Старец дал юноше свое благословение. Захария вернулся в монастырь и сразу же сильно заболел. Его пришлось отправить в брянскую больницу, но юноша отказался от помощи врачей, сказав, что ему поможет Матерь Божия. Так и случилось. Не принимая помощь врачей, Захария как-то утром проснулся абсолютно здоровым; накануне ему было явление Матери Божией, которая сказала, что утром он выздоровеет.

После выздоровления Захария немедля вернулся в монастырь, где прожил год, а потом ушел в лес к отшельнику Даниилу. Старец благословил Захарию идти в Москву в Троице-Сергиеву лавру.

Захария стал послушником в Троице-Сергиевой лавре. До принятия монашества он прошел двадцать видов послушания. «Слава и благодарение Господу за все, за все», — часто повторял впоследствии старец, вспоминая годы своего послушничества. Около десяти лет провел Захария в лавре, будучи послушником. Многие его сверстники были давно пострижены, а он все еще ждал своего часа.

Дело в том, что в то время происходил в некотором роде упадок подвижничества — среди монахов появилось достаточно карьеристов, которые на самом деле жили мирской жизнью и молились только напоказ. Именно такие монахи и невзлюбили Захарию, говоря ему, что если бы он жил, как все, и не корчил из себя святошу, то давно уже был монахом. Захария не обращал внимания на такие разговоры и не отступал от своих принципов, часто вспоминая слова прозорливца отца Варнавы: «Подойди ко мне, лаврский монах... И иеродиаконом будешь, и иеромонахом, и духовником всей братии лаврской...»

И Захария дождался своего часа. Его посвящение в монахи было совершено как бы самим Господом, вопреки всем препятствиям. Получилось так, что совершенно посторонние люди стали напоминать настоятелю лавры о послушнике Захарии, которого сама Царица Небесная направила на путь служения Господу.

И вскоре Захария был пострижен в рясофор с именем Зосима. Прошло совсем немного времени, и Зосима вдруг почувствовал, что может предвидеть будущее. Он незамедлительно предупредил наместника отца Кронида: «Мне было явление преподобного Сергия, который сказал, что вскоре нас разгонят, и мы будем жить по квартирам». Известно, что преподобный Сергий даже указал Зосиме квартиру, в которой ему предстоит жить.

Пришел тот день, когда вся братия была вынуждена уехать из лавры, остался один отец Зосима (это предсказывал ему старец Варнава). Но вскоре и Зосима покинул стены монастыря и поселился на частной квартире в Москве.

Благодаря данной ему Господом прозорливости отец Зосима предчувствовал час своей смерти. Видя, что наступают его последние дни, он сам прочел себе отходную и стал ждать, когда его призовет Отец Небесный. Шел 1934 год. В тот день, когда он был уже очень слаб и ждал с минуты на минуту своей смерти, Зосима вдруг ясно понял, что его хочет видеть митрополит Трифон. Из-за своей слабости монах не мог сам идти к владыке, поэтому он послал за ним своего ученика. Менее чем через час митрополит Трифон пришел к постели умирающего.

Владыка, увидев монаха при смерти, стал со слезами на глазах молиться, чтобы Господь продлил жизнь отцу Зосиме. И свершилось чудо — через несколько дней старец почувствовал заметное улучшение и встал с постели. Отец Зосима прожил еще два года.

Скончался отец Зосима в 1936 году. За несколько дней до смерти старец сказал своим духовным детям: «Я после смерти буду гораздо более жив, чем сейчас».

Эти слова оказались верными. После смерти он часто являлся во сне своим ученикам, кого предостерегал от опасности или неверных поступков, кого благословлял на добрые дела.

По материалам православных сайтов

Написать комментарий