Жизнь свою отдавшие за веру

Жизнь свою отдавшие за веру

Преподобномученик Серафим – в миру Николай Семенович Булашов – родился в Москве в 1872 году и происходил из семьи торговых людей. С именем Серафим он принимает монашеский постриг. Мы знаем, что он был возведен в сан игумена, а на момент ареста служил в церкви села Яковлево (Орехово-Зуевский район Московской области). Арест состоялся 25 января 1938 года. 2 февраля тройка при УНКВД СССР по Московской области приговорила игумена Серафима (Булашова) к высшей мере наказания . 5 февраля 1938 года на Бутовском полигоне приговор был приведен в исполнение через расстрел.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2003 года преподобномученик Серафим был причислен к лику святых.

 

Преподобномученица Евдокия родилась 17 августа 1884 года в городе Истре Московской губернии в семье мещанина Петра Кузьминова. После открытия в 1909 году в Москве Марфо-Мариинской обители, которую возглавила великая княгиня Елизавета Федоровна, Евдокия поступила в обитель и несла в ней послушание сестры милосердия. Когда обитель была закрыта, она вернулась на родину в Истру. За пребывание в Марфо-Мариинской обители власти лишили ее гражданских прав. В 1934 году Евдокия подала заявление о восстановлении в правах, но власти ей в этом отказали.

Во время гонений на Церковь в конце тридцатых годов соседи по улице, где жила Евдокия, по требованию сотрудников НКВД подписали против нее лжесвидетельства, в которых, в частности, сообщалось, что та говорила: «Заключенных в лагерях заставляют работать день и ночь, по пояс стоять в воде, хлеба им дают по двести граммов, люди умирают сотнями от голода и холода, вот вам демократия и сталинская конституция, а людей арестовывают больше, чем когда бы то ни было». На основании подобного рода свидетельств, а также того, что она до последнего времени является «ярой церковницей», НКВД принял решение об аресте Евдокии, и 19 января 1938 года она была арестована и заключена в Бутырскую тюрьму в Москве.

Допросы начались сразу же после ареста.

— Следствием точно установлено, что вы, являясь ярой церковницей, среди населения города Истры проводили контрреволюционную деятельность. Подтверждаете вы это?

— Да, я являюсь ярой церковницей, но контрреволюционной деятельностью я не занималась.

— Вы лжете, в октябре 1937 года вы высказывали контрреволюционные террористические настроения по адресу руководителей партии и советского правительства. Требуем прекратить запирательства и дать правдивые показания.

— Повторяю, контрреволюционных террористических настроений я нигде не высказывала.

— Вы также обвиняетесь в том, что высказывали гнусную клевету по адресу советского правительства и советских законов.

— Никакой клеветы по адресу законов и советского правительства я не высказывала.

Допросы продолжались в течение двух суток, сопровождаясь угрозами и, по-видимому, пытками. Но на все усилия следователей заставить Евдокию признать себя виновной она отвечала неизменно: «Не признаю».

26 января 1938 года Тройка НКВД приговорила ее к расстрелу. Сестра Марфо-Мариинской обители Евдокия Кузьминова была расстреляна 5 февраля 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Преподобномученица Екатерина (Екатерина Михайловна Черкасова) родилась 4 декабря 1892 года в селе Кашино Волоколамского уезда Московской губернии и происходила из крестьянской семьи. Она окончила церковно-приходскую школу в родном селе и в 1915 году поступила послушницей в Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь в деревне Акатово (Клинский уезд Московской губернии). Екатерина подвизалась в монастыре до 1922 года, а затем, в связи с гонениями, как и многие сестры закрытого монастыря, была вынуждена поселиться в селе Мокруша Истринского района Московской области. Сестры обители старались и в миру поддерживать строго-уставную жизнь, принятую в их монастыре, трудились при храме и на мирских службах. Будущая преподобномученица перед арестом работала уборщицей парикмахерской РОКК.

В декабре 1937 года на Екатерину (Черкасову) были оформлены лжесвидетельские показания, на основании которых был выписан ордер на арест, который состоялся в ночь на 20 января 1938 года. Три дня Екатерину Михайловну безпрерывно допрашивали пять следователей, сменявших друг друга. Но ни угрозы, ни зачитывания показаний лжесвидетелей, ни допрос «безпрерывным конвейером» не заставили ее признать себя виновной в приписываемой ей контрреволюционной деятельности, роспуске провокационных слухов о войне и гибели советской власти. 26 января тройка при УНКВД СССР по Московской области приговорила Екатерину Михайловну (Черкасову) к высшей мере наказания. Она была расстреляна на Бутовском полигоне в ночь с 4 на 5 февраля 1938 года.

Мученица Милица родилась 23 ноября 1891 года в селе Улиновка Кобелянского уезда Полтавской губернии в семье чиновника, служившего на железной дороге, Ивана Кувшинова. Образование Милица получила в гимназии. В начале тридцатых годов она поселилась в городе Истре Московской области. Жила одиноко и вела отношения лишь с монахинями, которые поселились в городе после закрытия монастырей. Она была человеком глубоко церковным, почему, собирая о ней сведения для ее ареста, сотрудники НКВД охарактеризовали ее как бывшую монашку и ярую церковницу, однако на следствии Милица Ивановна сказала, что в монашеском постриге никогда не была.

Допрошенный 15 января 1938 года лжесвидетель показал, будто Милица Ивановна говорила: «Это не советская власть, а изверги, закрыли все церкви, полное гонение на верующих, всех верующих арестовывают ни за что. Вот вам и сталинская конституция!»

22 января 1938 года Милица Ивановна была арестована, заключена в Бутырскую тюрьму в Москве и в тот же день следователь допросил ее.

— Вы арестованы за контрреволюционную агитацию, дайте показания по этому вопросу.

— Контрреволюционной агитацией я никогда не занималась.

— Следствие предлагает вам быть правдивой и дать ваши показания о контрреволюционной агитации.

— Повторяю, что я контрреволюционной агитацией не занималась.

Допрос продолжался весь день и ночь, до следующего дня, менялись только следователи.

— Следствием установлено, что вы в октябре 1937 года высказывали террористические настроения по адресу партии и руководителей советского правительства, — и следователь зачитал показания лжесвидетеля. — Дайте показания по этому вопросу.

— Я такого разговора не вела.

— Следствие предлагает вам быть правдивой и дать правдивые показания о вашей контрреволюционной деятельности.

— Контрреволюционной деятельностью я не занималась и показания я даю правдивые.

23 января 1938 года следствие было закончено, и 26 января тройка НКВД приговорила Милицу Ивановну к расстрелу. За день до расстрела сотрудники НКВД сфотографировали ее. Милица Кувшинова была расстреляна 5 февраля 1938 года и погребена в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

По материалам православных сайтов

Написать комментарий