Безответность грешника

Безответность грешника

Еп. Виссарион (Нечаев). Поучение в неделю мытаря и фарисея.

Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.

Словами сего песнопения Церковь научает нас исповедывать нашу всецелую безответность пред судом правды Божией и надежду спасения единственно на милосердие Господа. Подобное исповедание мы слышим из уст Давида, который после грехопадения взывал к Богу: помилуй мя Боже по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое (Псал. 50, 2). Подобный вопль слышится также из уст мытаря чтенной сегодня Евангельской притчи, пришедшаго в храм оплакать пред лицем Господа грехи свои. Боже, милостив буди мне грешному (Лук. 18, 13), говорил он, ударяя себя в перси и не смея возвести очей на небо. Суд Божий не одно и тоже, что суд человеческий. Последний не всегда безпристрастен. Упорное запирательство подсудимаго в своей виновности, также искусство защитников, умеющих черное сделать белым, нередко спасают явнаго злодея от кары правосудия. Но от Бога всеведущаго нельзя утаить никакой вины; от Бога правосуднаго каждому будет воздано по делам его. Даже великие праведники страшатся быть осужденными на суде Христовом, ибо нет ни одного праведника, у котораго не было бы грехов. Праведники отличаются от грешников только тем, что после каждаго падения спешат очистить себя покаянием. Но если несмотря на это аще праведник едва спасется, нечестивый и грешный где явится (1 Петр. 4, 18)? Напрасно жестокосердые грешники станут в оправдание своего немилосердия к бедствующим ближним, в лице которых являлся пред ними сам Христос, напрасно будут говорить, что не видели Христа: они должны были видеть Его в лице алчущих, жаждущих, нагих, безприютных, больных и заключенных в темнице. Напрасно люди гневливые и вспыльчивые по природе в оправдание оскорблений словами и действиями, наносимых ими людям, ни в чем пред ними невиноватым, стали бы утверждать, что эти оскорбления не должны быть вменяемы им, ибо не они виноваты в том, что их такими уродила природа. Что можно побеждать порывы гневливости и вспыльчивости несмотря на природную склонность к тому, это видно из того, как они ведут себя в отношении к разным лицам. Они дают волю своему гневу и раздражительности, когда имеют дело с лицами, низшими их по общественному положению и от них зависящими, единственно по уверенности в безнаказанности. Не так они поступают в отношении к лицам богатым и знатным, от которых притом сами находятся в зависимости: скрепя сердце, они прикидываются смиренными в отношении к таковым, на их оскорбления отвечают безмолвием единственно из опасения потерпеть от них какой-нибудь вред. По всему этому видно, что гневливость и вспыльчивость, несмотря на природное к ней расположение, может быть укрощаема усилиями воли. Стало быть не только пред судом Божиим, но и пред судом человеческим вспыльчивость природная отнюдь не принадлежит к невменяемым душевным состояниям и потому ничем не может быть оправдываема. Может быть найдутся и такие грешники, которые сочтут возможным в оправдание пред судом Христовым своего нечестия сослаться на прежния свои добрыя дела: худо кончили, за то хорошо начали. Но это нисколько не послужит к их оправданию. Горе им, если они умрут без раскаяния им уже не вменятся в заслугу те подвиги благочестия и добродетели, какие они творили до своего падения. Падение отнимет у этих подвигов, как бы они ни были велики, всякую цену. Таков суд Божий, изреченный устами пророка Иезекииля. На вопрос: «праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те же мерзости, какия делает беззаконник, будет ли он жив» (т. е. будет ли спасен)? получен от Господа ответ: «нет, все добрыя дела его, какия он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои он умрет» (т.-е. погибнет) (Иез. 18, 24). — Строгий суд Божий поразит даже тех, которые в день суда будут говорить: «Господи, Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем чудеса творили? — Я никогда не знал вас, объявит им Судия, отойдите от Меня делающие беззаконие» (Матф. 7, 22-23). Нет сомнения, что эти несчастные пророки и чудотворцы были некогда угодниками Божиими, иначе не удостоились бы от Господа дара пророчества и чудотворения. За что же они на суде будут отвергнуты? За то, что они не до конца остались верными Господу, за то, что возгордились дарами Божиими, забыв, что это не их собственность, и вследствие гордости оставленные благодатию, впали в другие грехи. Иуда, бывший в лике апостолов, принадлежавший к числу избранных по духовным достоинствам учеников Господа и чудотворец, погиб оттого, что не сохранил этих достоинств до конца. Подобная участь грозит всякому, кто не до конца верен Господу, кто на конце земнаго поприща сбивается с праваго пути, каким шел доселе. Буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота (Апок. 2, 60), изрек Христос. И Он же изрек: только претерпевый до конца той спасен будет (Матф. 10, 22). Люди, уклонившиеся с праваго пути, которым ходили долгое время, и умершие нераскаянными, тем безответнее будут на суде Божием, чем больше испытали над собою действий благодати Божией, помогавшей им успешно бороться с грехом. Пренебрегши благодать Божию, они тяжкий грех взяли на душу и потому достойно и праведно будут осуждены и предпочтены им будут грешники, обратившиеся на путь истинный перед смертию.

Вообще нераскаянные грешники ничем не могут оправдаться на суде Христовом. Напрасно они в свое извинение стали бы тогда ссылаться на силу искушений и соблазнов, какими были окружены. Как бы ни были велики эти соблазны и искушения, они отнюдь не имеют непреодолимой силы, как это видно из того, что не все же увлекаются ими и многие с успехом противоборствуют им, хотя живут в одинаковой обстановке, окружены одинаковыми неблагоприятными для нравственной жизни влияниями.

Но если все грешники безответны пред судом правды Божией и ничего не могут сказать в свое оправдание, то кто же может спастись? И как в таком случае должно понимать слова молитвы церковной, «да дарует Господь всем добрый ответ пред страшным судилищем Христовым?» Несомненно, что пред судом правды Христовой никто не устоит. Но на суде Христовом имеет силу не одна правда, а вместе и милосердие. Надежда на милосердие или благодать Божию, вера в искупительную силу заслуг Христовых, вот тот добрый ответ, который может спасти нас от гнева Божия. Но при этом надобно помнить, что благодать Божия может быть для нас спасительна не иначе, как под условием покаяния. Грешника безпечнаго, который ожидает всего от единой милости Божией, а сам ничего не делает для того, чтобы заслужить ее, благодать не спасает, ибо она не в том состоит, чтобы потворствовать греху, а в том, чтобы очищать от греха, а сие очищение даруется только желающему и ревнующему о спасении, следственно борющемуся со грехом. Только таковые могут с надеждою на успех взывать ко Господу: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас! всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву, яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас». 


Источник: Костромския поучения за 1898 год Епископа Виссариона. — М.: Университетская типография, 1900. — С. 25-28.


Написать комментарий