ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАДАЧА ЦЕРКВИ – ХРИСТИАНИЗАЦИЯ МЫСЛИ И ЖИЗНИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАДАЧА ЦЕРКВИ – ХРИСТИАНИЗАЦИЯ МЫСЛИ И ЖИЗНИ

О союзе Церкви и Государства
Согласие Церкви и государства состоит в том, что императоры, имеющие величайшую заботу о сохранении догматов Православной веры и о почитании священства, прежде всего действуют как Божественные стражи и охранители Православной веры, оказывая Церкви свое покровительство в ее борьбе с еретиками.

Святой Константин Великий говорит: «После того, как при помощи Бога Спасителя мы разрушили тиранию безбожников, выступивших открытою войной, пусть дух лукавый не осмеливается нападать хитростью и коварством на нашу Веру Святую. Я вам говорю из глубины сердца: внутренние разногласия в Божией Церкви в моих глазах страшнее всех сражений... Служители Бога мира, возродите среди вас тот дух любви, который вы должны внушать другим — заглушать всякие семена раздоров».

«Когда Божественным определением, – сказал византийский император Маркиан, — мы избраны были на Царство, то между столькими нуждами государства не занимало нас так никакое дело, как то, чтобы Православная и истинная вера христианская, которая свята и чиста, пребывала безсомнительной в душах всех».

Один из основных законов Державы Российской прямо и недвусмысленно гласил: «Император, как христианский государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры, блюститель правоверия и всякого в Церкви святого благочиния».

Главная государственная задача Церкви – христианизация мысли и жизни. В России, где большинство населения исповедуют Православную веру, Православная Церковь, как носительница идеала христианского общежития, не может оставаться вне политики, но, напротив, всеми доступными и подобающими ей мерами должна воздействовать на своих чад, чтобы они строили государство не безверное, а христианское, руководимое заветами Матери-Церкви, и не забывали о ее нуждах.

Русская Церковь на протяжении веков стремилась так воспитывать своих чад и вместе с тем подданных государства, чтобы они сознавали себя одновременно членами и Церкви и государства. Это особенно сказывалось в моменты военных опасностей, когда они, движимые верою, тесно объединялись вокруг своего государя и представляли несокрушимую силу для врагов.

«Государь, – учит святой Иоанн Кронштадтский, – ограничен словом Божиим, как вечным для всех законом... Подобно всем членам Церкви, как первый и послушный ее сын и самодержавный царь, смиренно повинуется сам всем канонам церковным и не нарушает их, сохраняя согласие с Церковью... Правильный, законный союз Церкви с государством есть сила и благо для государства».

«Между Церковью и государством может быть только нравственная связь, и какими бы званиями не облекались представители Церкви, какой бы не обладали "властью", но покорять будет только звание подвижника, побеждать будет только власть праведника. Поведет за собой народ не патриарх, а Василий Блаженный или Серафим Саровский, а значение патриарха выразится лишь постольку, поскольку он приблизится к ним», — писал в начале прошлого века товарищ обер-прокурора Св. Синода князь Н. Жевахов.

* * *
«Народ должен просить у Бога царя Православного.
И он, Православный государь, будет назван старцами.
Старчество — неповрежденное здравое монашество.
Это — голос Божий.
И если люди умолят Бога дать России
Православного государя,
то старцы, по воле Божией, изберут его,
как избрал пророк Самуил царя Давида».

* * *
Государь будет назван старцами Руси из народа своего в Духе и Истине, а не по плоти и крови. И счастье всех до единого в государстве – цель его служения.
Власть Православного государя – миссия, свыше данная, подвиг, а не привилегия и составляет крест-служение. Власть государя охраняет права граждан. Но основой Царской власти являются не права граждан, а ее более высокие обязанности перед Богом. «Помазанник Божий государь есть орудие воли Божией, а эта воля не всегда угодна людям, но всегда полезна», – писал в начале прошлого века Питирим, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.

Невидимая линия раздела пролегла сейчас в России не между национальностями и не между классами, а между силами созидания и силами разрушения.

Идет великая духовная битва всех времен и народов за будущее России, за будущее всего мира. И конечная победа будет зависеть от каждого из нас.

И тогда, по пророчеству преподобного Серафима Саровского, «Господь помилует Россию и приведет ее путем страдания к великой славе».



Из сборника «Русская идеология»

Написать комментарий