СВЯТОЙ РЕВНИТЕЛЬ СВЯТОЙ ВЕРЫ

СВЯТОЙ РЕВНИТЕЛЬ СВЯТОЙ ВЕРЫ

Житие преп.Авраамия Ростовского
Преподобный Авраамий в молодых летах обучен был благочестивыми родителями книжной мудрости и благочестию. Ревнуя о жизни духовной, оставил он дом родителей и принял иночество. По высшему внушению пришел он в Ростов, у озера Неро поставил себе хижину и стал подвизаться в посте и молитвах.

В Ростове еще были тогда язычники: «Чудский конец поклонялся идолу камену», Велесу. Это исполняло глубокою скорбию боголюбивую душу Авраамия: он скорбел о слепоте людей и о присвоении бездушному истукану той чести, которая принадлежит единому Богу. Скорбь понуждала его усердно молить Господа об истреблении дел духа злобы. Он глубоко чувствовал немощь свою для успешного подвига против застарелого заблуждения и просил помощи свыше.

В сильном раздумье сидел он раз вблизи Велеса и видит: идет старец. «Откуда идешь, человек Божий?» – спросил Авраамий старца. «Я пришелец в вашей стороне», – отвечал тот и прибавил, – «ты о чем-то скорбишь!» «Да», – сказал Авраамий, – «молю Бога о сокрушении идола и молитва моя не исполняется». «Если хочешь», – сказал старец, – «что бы выполнилось твое желание, иди на восток, отыщи дом Иоанна Богослова и помолись иконе его».

Авраамий опечалился тем, что так далеко надобно идти. Старец сказал: «Господь сократит путь твой». Авраамий решился исполнить совет и лишь только перешел речку Ишню, что в 4 верстах от Ростова, как ему встретился старец, которого вид невольно заставил благоговеть перед ним. Лицо его было величественно и ясно: старец седой, с бородою длинною и с головою почти безволосою. Авраамий невольно пал к ногам его. «Куда идешь?» – спросил дивный старец. «В дом Иоанна Богослова», – отвечал Авраамий. «Возьми эту трость мою», – сказал старец, – «иди к Велесу и ударь ею идола со словами: во имя Господа Христа повелевает тебе Иоанн Богослов сокрушиться». Сказал и стал невидим. Авраамий исполнил волю апостола и идол рассыпался.

На месте разрушенного истукана преподобный построил храм во славу Богоявления Господня и основал при нем монастырь. Язычники не раз собирались сжечь обитель Авраамову, но сила Божия и терпение подвижника победили злость людей. По убеждениям его многие язычники крестились. Преподобный старался действовать особенно на юность языческую: он учил детей грамоте, крестил их и потом постригал в монашество. Когда умножилось число иноков, Авраамий при помощи благотворителей построил на месте малого храма просторный и приобрел для него книги, иконы и утварь. Преподобный подавал собою пример инокам: сам участвовал во всех трудах братии, работал в хлебне, рубил дрова, мыл власяницы для братии. Епископ предложил кн. Владимиру учинить обитель Авраамия архимандриею, и Авраамий почтен был саном архимандрита. Святый ревнитель святой веры не миновал и после того преследования злых людей: по ложному доносу, будто он отыскал богатый клад, взяли его под стражу и представили во Владимир Клязменский. Кротость и искреннее благочестие его избавили его от истязаний: кн. Владимир нашел донос клеветою злобы и невежества. Оправданный Авраамий более прежнего стал быть предметом любви и уважения.

Старый же ненавистник добра дьявол вооружился на преподобного и пакости ему творил денно и нощно, но не мог никак его устрашить кознями своими: огражден был преподобный Христовой благодатью и крестным знамением.

Однажды, когда преподобный Авраамий в своей келье перед литургией, прочитав обычные молитвы ко святому причащению, хотел умыть руки перед отходом в церковь, диавол вошел в умывальницу, желая причинить преподобному неприятность. Уразумев присутствие нечистого духа в сосуде, преподобный взял честный крест, положил поверх сосуда, оградил сосуд крестным знамением и так оставил, долгое время не касаясь его. Бес, палимый крестною силою, мучился, но не мог выйти из сосуда.

У Ростовских князей тогда был обычай ездить за город на охоту и на обратном пути заходить в монастырь, чтобы помолиться в церкви и получить благословение от преподобного Авраамия. Так случилось и теперь. По обыкновению князья зашли в келью преподобного, но его там не оказалось. По своему ежедневному обычаю он трудился на братию, исполняя разные работы. Услышав о приходе князей, преп. Авраамий поспешил в келью, чтобы благословить их. Между тем князья, находясь в келье в ожидании преподобного, заметили сосуд, покрытый честным крестом, и недоумевали, чтобы это могло значить. Один из князей дерзнул снять с сосуда крест, чтобы благословиться им, – бес тотчас вышел из сосуда, как дым черный и злосмрадный, так что устрашил всех присутствовавших. Когда Авраамий вошел в келью, князья стали спрашивать о происшедшем, о злом смрадном дыме, вышедшем из накрытого крестом сосуда, но преподобный ничего не сказал об этом, а только благословил князей с душеполезным наставлением и отпустил с миром.

Наконец почил он в глубокой старости и погребен был учениками в созданной им обители. А на месте явления Евангелиста и Апостола Иоанна Богослова Авраамий поставил храм во имя его; там и теперь стоит древняя церковь Иоанна Богослова, построенная в 1687 году.

Год преставления преподобного неизвестен. Но 800 лет назад 29 октября (по старому стилю) 1210 года при великом князе Всеволоде Георгиевиче обрели его мощи, которые почивают открыто, в арке между алтарем собора, построенного царем Иоанном Грозным, и пределом.

Канонизирован преподобный Авраамий Ростовский еще до Макарьевских Соборов 1547— 1549 годов. Жезл преподобного Авраамия, которым он сокрушил идола Велеса, хранился при мощах его и был взят из монастыря царем Иоанном IV Васильевичем в 1553 году для похода на Казанское ханство. После взятия Казани царь торжествовал победу, сходную с победой святого над язычеством.

В 1553 году царь приезжал в Ростов на освящение каменного собора в Богоявленском монастыре, построенного царской казной в благодарность за отъятие от гроба преподобного жезл, который вручил преподобному Авраамию святой Апостол Иоанн Богослов. Этот жезл имел навершие — шестиконечный крест. В монастыре на мощах преподобного хранится копия этого креста.

По материалам Ярославской Епархии

Написать комментарий