Если не терпишь скорбей, то не ожидай и венцов

Если не терпишь скорбей, то не ожидай и венцов

Святые отцы о терпении скорбей. Святитель Иоанн Златоуст: Для того и болезни тела, для того и скудость плодов, для того... и всякие скорби, чтобы мы из-за этих бедствий всегда прилеплялись к Богу и таким образом, через временные скорби, сделались наследниками Вечной Жизни.

Хотя бы кто отнял у нас имущество, хотя бы изрезал наше тело,- все это для нас ничто, если душа у нас остается здоровой.

Ничто случившееся с нами не в состоянии будет опечалить нас, если будем возносить молитву напряженную и усердную; посредством ее мы избавимся от всего, что бы нас ни постигло.

Если наши добродетели велики и многочисленны, а грехи малочисленны и незначительны, между тем мы потерпим какие-либо бедствия, то, сложив с себя и эти немногие грехи, мы в будущей жизни получим чистое и совершенное воздаяние за добрые дела.

Будем смотреть не на скорбь и печаль настоящую, а на пользу, которая из нее происходит, на плод, который она рождает.

Покой и веселье обыкновенно ведут к беспечности, тогда как скорбь приводит к заботливости и заставляет душу, рассеянную вовне и развлеченную многими предметами, обращаться к самой себе.

Для верующего во Христа неизбежно терпеть скорби, потому что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим.3:12).

Ибо ничто так не располагает душу к мудрости, как бедствия, искушения и угрожающая скорбь.

Скорбью, как бы в каком священном месте, душа научается ничтожеству человеческой природы, кратковременности настоящей жизни, тленности и непостоянству житейского.

Ничто так не отгоняет беспечность и рассеянность, как скорбь и печаль; они сосредоточивают душу и обращают ее к самой себе.

Скорби помогают святым быть кроткими и смиренными, а не надмеваться от знамений и заслуг.

Когда же увидишь порочного в несчастии, утешайся не потому только, что он становится лучше, но и потому, что изглаживаются здесь многие из грехов его.

От скорби мы получаем немало пользы еще прежде воскресения тем, что душа наша становится испытаннее, мудрее, разумнее и избавляется от всякой робости.

Скорбь приносит двоякую пользу: во-первых, делает нас более ревностными и внимательными; во-вторых, дает нам немалое право на то, чтобы быть услышанными (в молитвах).

Как землю нужно пахать и копать, так и для души, вместо заступа, нужны искушения и скорби, чтобы она не заросла сорной травой; чтобы стала менее жестокой, чтобы не возгордилась.

Через скорби Бог упражняет душу в добродетели, ибо когда душа избирает добродетель, несмотря на трудность и еще не получая награды, то оказывает расположение и великое усердие к ней. ... Скорбь особенно располагает нас к мудрости и делает крепкими... Великое благо скорбь, но мы не должны сами навлекать ее на себя.

У нас безчисленное множество поводов к скорбям. Один только есть путь, избавляющий от этой несообразности, - путь добродетели. И он, конечно, не чужд горестей, но горестей не напрасных, а приносящих благо и пользу.

Святитель Василий Великий:

Скорби для хорошо приготовленных есть как бы укрепляющая пища и упражнение в борьбе, приближающие подвижника к Отеческой Славе...

Скорби, претерпеваемые здесь за Божий закон, будут семенем грядущих благ.

Если не терпишь скорбей, то не ожидай и венцов там, как не выходивший здесь на подвиги и труды, какие назначены для получения венцов.

Как врач, хотя причиняет телу страдания, однако же благодетелен, потому что борется с болезнью, а не с больным, так благ и Бог, Который частными наказаниями содействует спасению целого.

Приемля удары от Бога, Который с благостью и премудростью устраивает жизнь нашу, будем просить у Него сперва познания тех причин, по которым Он поражает нас, а потом избавления от скорби.

Если кто не падает под скорбью, но в надежде на Бога несет бремя печали, то за терпение готова ему великая награда от Бога.

Преподобный Макарий Египетский:

Бог, зная твою немощь, по смотрению Своему посылает тебе скорби, чтобы стал ты смиреннее и ревностнее взыскал Бога.

Преподобный Марк Подвижник:

Пусть всякая невольная скорбь научает тебя помнить о Боге, и ты не будешь иметь недостатка в побуждениях к покаянию.

Кто противится постигающим его скорбям, тот, сам того не зная, противится повелению Божию.

Познавший истину не противится скорбным обстоятельствам, ибо знает, что они приводят человека к страху Божию.

Святитель Тихон Задонский:

Помни, что скорбью истинные христиане уподобляются образу страдания Христова, чтобы и в славе стать подобными Ему: «с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим.8:17). Он «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп.3:21). «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему» (1Ин.3:2). Воскрес Христос, пострадавший и умерший, воскреснут и христиане, члены Его, с Ним страждущие. Вознесся на Небо Христос - вознесутся и рабы Его. Прославился Христос - воцарятся с Ним и терпеливые рабы Его. «Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2Тим.2:11-12). Последуй ныне Христу, да и там с Ним будешь. Не стыдись ныне, «нося Его поругание» (Евр.13:13), и с Ним прославишься. Пей ныне уксус, смешанный с желчью, вместе со Христом (Мф.27:34), и сподобишься пить вино Вечной радости за Трапезою Его в Царстве Его (Лк.22:30).

Без всякого сомнения известно, что истинным христианам без скорби в этом мире быть невозможно. Так свидетельствует Божие слово: «Много скорбей у праведного» (Пс.33:20); «в мире будете иметь скорбь» (Ин.16:33); «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим.3:12). Ибо «узок путь», который их вводит в жизнь (Мф.7:14). Что же, ты ли один хочешь без скорби пробыть и с тесного пути на просторный, ведущий в погибель (Мф.7:13), перейти и тем из числа истинных христиан себя исключить? Прочитай священную историю от начала мира - и увидишь, что все святые чашу крестной горести пили, и ныне странствующие в мире пьют, и до конца мира будут пить. Довольно тебе для утешения того, что ты их «соучастник в скорби» (Откр.1:9), что «вы участвуете в Христовых страданиях» (1Пет.4: 13).

Написать комментарий