«ВОТ, ГОРИШЬ! – НЕ ВЫСОКОУМСТВУЙ БОЛЬШЕ»: О том, как приобретается человеком смиренномудрие прп. Ефрем Сирин

«ВОТ, ГОРИШЬ! – НЕ ВЫСОКОУМСТВУЙ БОЛЬШЕ»: О том, как приобретается человеком смиренномудрие прп. Ефрем Сирин

Начало плодоносия – цвет; а начало смиренномудрия – покорность о Господе. Плод же послушания – долготерпение; а долготерпение – плод любви; и любовь – союз совершенства; и совершенство – соблюдение заповедей Божиих; а заповедь Господня светла, просвещающая очи (Пс.18:9); и просвещенные очи бегают путей беззаконных. Итак, смиренномудрие да будет у тебя и основанием и облачением ответа; речь же твоя пусть будет ясна, приветлива в любви Божией. Ибо Спаситель сказал: будите совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть (Мф.5:48). Из чего видимо бывает высокоумие? Из того, что оно не подчиняется, что оно не послушно, непокорно, водится собственным своим помыслом. А смиренномудрие послушно, благопокорно, скромно воздает честь и малым, и большим. Кто приобрел оное, о том уверен я, что с вечною жизнию получит он награду от Господа.

 

Слышали мы, что говорит премудрость: человеку блудну всяк хлеб сладок, непрестанет, дондеже умрет. Человек, преступаяй ложе свое, глаголя в души своей: кто мя видит? кого убоюся? Тма окрест; и стены закрывают мя, и никтоже мя видит. Грехов моих не воспомянет Вышний. И очи человечестии страх его, и неразуме, яко очи Господни тьмами тем крат светлейшии солнца суть, прозирающии вся пути человеческия, и разсмотряющии в тайных местех: прежде неже создана быша, вся уведена Ему, такожде и по скончании. Сей на путех града отмщен будет, и идеже не надеяшеся, ят будет (Сир.23:23-30).

 

Если ты, возлюбленный брат, избрал для себя благоговейную жизнь, то трезвись, чтобы лукавый под видом благоговения не внушил тебе чуждого помысла, и именно, тщеславия и гордыни, по которым не захочешь трудиться вместе с братиею. Напротив того работай, как и единомысленные с тобою братия, и охраняй свое благоговение. Ибо леность разрушает благоговение и тому, кто приобрел ее, приносит укоризненное имя. Посему сопрягай благоговение с прилежанием и ведением, и будешь истинно благоговеин.

 

Если приобретешь ты себе, возлюбленный, смиренномудрие; то усильно напрягай свое внимание, чтоб не подстерег тебя враг, и не завел на чуждый путь, внушив тебе что-нибудь свое, как говорит премудрость: не рцы: от Господа скрыюся, и свыше кто мя услышит? В людех множайших не воспомянен буду, что бо есть душа моя в безчисленней твари? Он же присовокупляет еще, говоря: се небо небесе Господне, бездна и земля посещением Его подвигнутся: вкупе горы и основания земли, егда воззрит на ня, трепетом трясутся (Сир.16:16-19). Посему с смиренномудрием сопрягать должно веру, и тогда проложишь прямые стези смиренномудрия.

 

Один брат боролся с суетным помыслом, внушавшим ему, будто бы преуспел он уже несколько в добродетелях. Но желая победить помысл высокоумия, клал он руку свою под разжженную сковороду, и говорил сам себе: «Вот горишь, не высокоумствуй больше. Ибо видим, что три отрока были среди горящего пламени, и ни один из них не превознесся сердцем, но, с великим смиренномудрием воспевая среди пещи, прославляли они Бога, говоря: душею сокрушенною, и духом смиренными, да прияты будем пред Тобою (Дан.3:39). А ты, находясь в прохладе, высоко умствуешь». И сим побеждал он беса высокоумия.

 

Если найдется человек трудолюбивый и особенно подвизающийся в добродетелях; то никто не должен уничижать его; а напротив того, таковых надобно принимать к себе; потому что и Богу они благоугодны, и обществу полезны. В этом пусть убедят нас два стана, стан еврейский и стан филистимский, и Давид, единоборствующий с Галиафом: а также подвергшиеся кораблекрушению на море и спасшиеся ради обретавшегося с ними праведника, как написано: не бойся, Павле, Кесарю ти подобает предстати: и се дарова тебе Бог вся плавающия с тобою (Деян.27:24).

 

Если дух уныния безпокоит тебя, возлюбленный; то не увлекайся помыслом уныния; но пребывай на том месте, на котором поставил тебя Бог, разсуждая в себе, какую любовь имел ты к Богу, когда в начале пришел к монастырским дверям. Ту же любовь будем иметь и до конца, чтобы на нас не исполнилось сказанное: и яде Иаков и насытися, и отвержеся возлюбленный: уты, утолсте, расшире: и оставив Бога сотворшаго его, и отступи от Бога, Спаса, своего (Втор.32:15). Итак потерпи пока Господа, как борец, который терпением побеждает наносящего ему удары. Ибо претерпевый до конца, той спасен будет (Мф.10:22).

Написать комментарий