Душеполезные поучения
святителя Тихона Задонского. Видим, что куда одна скотина пойдет, туда за
ней и прочий скот следует, хотя оттуда и вред ему будет. Так многие люди
безрассудно делают, и по чувствам, а не по разуму поступают, и друг за другом
по примеру скота следуют, не думая, полезно ли это будет или вредно. Видим эту
беззаконную и пагубную в мире ревность. Один начал частые банкеты устраивать,
пить, гулять, упиваться, и прочих упаивать, — то же делает и другой, и третий.
Один начал щеголять — последуют ему и другие. Один много собрал богатства — и
прочие о том же заботятся. Одна безстыдница намазывает свое лицо белилами и
красками — следуют ей и другие, и пагубно делают все, как одна. Один
беззаконный купец просит у торговца цены выше, чем товар стоит, и клятву в том
дает, и святое и страшное имя Божие в том беззаконном деле призывает. Делают то
и другие, подобные ему. Так и в прочем бедные люди друг другу подражают.
Подражают, но себе во вред и на свою погибель. Это безрассудное дело! Это
скотское следование! Это моровая язва, которой души христианские, пресвятою
Кровью Христовой искупленные, заражаются и погибают! Это пожар душепагубный,
который в одном начавшись, другие душевные дома сжигает! Увы, беда! Увы, горе!
Зло начинается в одном, и все так делают, и это в обычай входит, и сильно
утверждается так, что и искоренить его невозможно, как застарелую болезнь.
— Надо мной люди будут смеяться, если я не делаю, как они.
Ответ:
1) Нечестие всегда над благочестием смеется и ругает его.
Пусть какой-либо богатый человек продает свой богатый дом, все принадлежности,
и пусть все имение свое расточит, и раздаст убогим, и возлюбит нищету Христову.
Сам увидит, что ему будет от злого мира. «Вот-де дурак, что сделал! Что люди
собирают, то он расточил». Так сынам века этого благочестие буйством кажется!
2) Христос, Спаситель наш, Господь и Царь славы, осмеян и
поруган был любящими мир. Пусть мир и над тобой смеется и ругается. Ты свое
знай и делай, что Ему угодно, а не миру. Ему, как Начальнику твоему,
сообразуйся, а не веку сему.
3) Неужели все то нам делать, что мир делает? Многие
убивают, прелюбодействуют и любодействуют, крадут, похищают и т.д. И нам это
делать? Да не будет этого! Они идут в погибель. И нам идти? Да сохранит нас
Господь от того!
4) Мы не только чувство, но и разум имеем, и можем
рассудить, что добро и что зло, что полезно и что вредно. И так, когда видим,
что люди делают, то не чувствам, по примеру животных, а разуму следовать
должны. Те, которые одним чувствам следуют, а не разуму, — не люди, а животные.
5) Мы — христиане. Мы имеем святое слово Божие. Мы видим в
нем, что добро и что зло, что полезно и что вредно. Так Бог запрещает то, что
зло и что нам вредно, а повелевает то, что добро и нам полезно. Что люди
делают? Приложим это к Святому Писанию, как к чистому зеркалу, и посмотрим в
него. Сходно ли или противно ему делают люди? Если сходно делают — хорошо, и
нам полезно это делать. Если противно — отвратим очи наши от этого и послушаем,
чему Священная Книга учит.
6) Пусть даже весь свет делает то, что Богу противно и для
себя пагубно, ты же делай то, что Богу угодно и для тебя душеполезно. Весь свет
не заступится за тебя перед Судом Божиим. Там не скажешь: вот-де тот-то и
тот-то делал это. Одно услышишь от Судии: «Почему ты не делал того, что Я
приказал тебе?» Одного Бога, больше всего света, несравненно почитать должно.
Будь в мире, как Лот в Содоме, где все беззаконничали, но он им не подражал, а
делал то, что святой воле Божией было угодно.
Делай и ты так, не подражай тому, что злой мир делает.
Видишь или слышишь, что худо делают люди, — будь как не видящий и глухой, не
слышащий. Обращай всегда к вечности сердечные свои очи, и будут все мирские
дела позади тебя, и жить будешь в мире, как бы один, ведая Создателя своего и
святую волю Его.
«Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где
Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол 3:1—2).
Святитель
Тихон Задонский «Сокровище духовное, от мира собираемое»