«Сей-то змий, кроющийся в сердце — хотение греха и нехотение правды»

«Сей-то змий, кроющийся в сердце — хотение греха и нехотение правды»

О борьбе со грехом: из поучений свт. Феофана Затворника. После того, как человек волею своею воспротивился воле Божией, в угодность воле диавола, он подпал под власть последняго и потерял данную ему первоначально силу свободно и охотно ходить в воле Божией. Теперь, напротив того, в его душе напечатлелось нехотение повиноваться Богу и хотение жить по своему желанию. Это превратное настроение сердца человеческаго от одного перешло во всех, и все стали в этом отношении как один: "грех во вся человеки вниде” (Рим. 5:12). Сие то хотение творить волю только свою, не покоряясь воле Божией, с нехотением противиться себе и повиноваться Богу, и есть то, что называется живущим в нас грехом (Рим. 7:17, 20, 23).

Грех, вселившись в самой глубине души, вместе с тем подчинил себе и все силы ея, — ум, волю и чувство, и разложился от сего на множество наклонностей, страстей и греховных помышлений; из души перешел в тело, отсюда в дела и поступки, — и таким образом проник все поведение и все отношения человека. Так «грех приразился ко всему существу человека, — и к душе, и к мыслям, и к уму, — потряс все телесные члены; и ничто ни в душе, ни в теле не свободно и не удалено от злых влияний сего живущаго в нас греха» [Мак. Вел. Бес. о повр. и обновл. состоян. челов. § 4]. «Весь человек облечен в сей грех, чтобы не мог уже смотреть так, как бы хотелось, но чтобы и видел худо, и слышал худо, чтобы и ноги имел скорыя к злодеянию, и руки, простертыя к беззаконию, и сердце занятое злыми помыслами» [Там же 1—2].

Живущий в нас грех, с диаволом — отцем его, точно есть деспот, держащий душу у себя в плену и не дающий человеку делать то, что противно ему. Как инстинкт, влечет он грешника по обычному пути далее и далее, не давая ему времени одуматься и как-нибудь остановить цепь своих греховных желаний. Большею частию грешнику и на мысль не приходит изменить свою жизнь: грешник и не думает о том, что грешит «вверженный в море забвения и бездну пороков, и как бы во вратах ада поселившись» [Мак. Вел. сл. о тер. и различ. вещей гл. 18]. «Округ бо сердца завеса некая тьмы обложена лежит, дым, глаголю, исходящий от огня мирскаго духа, который ниже мысли допускает обращатися с Богом, ниже душе дозволяет по соизволению молитися, или веровати, или любити Господа» [Там же гл. 5]. Но если и увидит грешник, если и узнает, что того или другаго не должно делать, что то или другое желание, та или другая наклонность, незаконны, безнравственны: то и тогда что пользы? Ему не хочется поднять руку, подвинуть ногу в противность незаконному желанию или незаконной наклонности; потому что ему вообще не хочется не грешить, не хочется воспротивиться себе и покориться Божией правде. Он пленник, увидевший, что связан по рукам и по ногам, и безпечно предавшийся поносной судьбе рабства. Это главный недуг, коренное зло, поддерживающее все душевные недуги, питающее все греховныя наклонности — не желание возстать против греха, не желание покориться воле Божией. Кто хочет освободиться от рабства греховнаго, очистить душу свою от всех скверн; тому необходимо прежде всего возненавидеть грех, возжечь желание противиться ему, истребить противление Божию закону и возжечь желание ходить в нем, — необходимо переломить волю. Без сего нельзя сделать никакого добра, нельзя победить ни одного греховнаго движения. Правда «суть нецыи, как говорит св. Макарий, воздерживающиися от всякаго блуда, и татьбы и мшелоимства, и подобных сим грехов, и посему в число святых вносят себе: но в самой истине весьма далеко отстоят от святости. Обитает бо в уме их злоба многажды, и живет, и пресмыкается, и не у оставила их» [Сл. о возв. ум. гл. 20]. «Не просто бо воздержание от злых, говорит он в другом слове, очищение есть: но истребление тех из совести совершенное есть очищение. Вниди ты, кто либо еси, чрез возрастающия в тебе выну помышления, к военнопленной и рабе греха душе твоей, и разсмотри до дна мысли твои, и глубину помышлений изследуй: и узриши в недрах души твоея ползающаго и гнездящагося змия, убивающаго тебе отравою частей души твоея. Неизмеримая бо бездна есть сердце: но аще убиеши змия сего, похвалися пред Богом о чистоте твоей; аще же ни: смири себе, яко немощный и грешный» [О хр. сердца гл. 1]. Сия-то злоба, сей-то змий, кроющийся в сердце — хотение греха и нехотение правды — и должно быть убито первоначально. Без сего невозможен никакой успех: при каждом деле будут как бы отниматься руки.

Не вдруг, без сомнения, заметно очистит себя и тот, в ком совершится решительный перелом воли. Против него будут возставать страсти, наклонности, привычки — все, что он прежде делал с удовольствием и в чем с приятностию упражнялся; но по крайней мере после сего у него есть возможность противостоять сим возстаниям, есть возможность ослаблять их, умалять и сокращать. За изменением главнаго расположения последует изменение сил души — чувства, воли и ума, далее ослабление или совершенное погашение страстей и наклонностей, одних за другими, хотя все это не вдруг и не тотчас. Падать легко, но не легко возставать; легко сбежать под гору, но не легко подниматься на нее.

После сего очевидно, что свергнуть с себя узы рабства греховнаго нельзя без борьбы и борьбы напряженной, продолжительной, — и что сия борьба имеет два вида, или два приема. Сначала надобно возстать против греха вообще возненавидением его, изгнать его из его главнаго местопребывания переломом воли, возбуждением жажды противления греху и покорением себя св. воле Божией, — а потом уже возставать и против порождений сего греха, поражать остатки его в себе до возможнаго его истощания. Там совершается генеральная битва, здесь не более как усмиряются частныя возмущения побежденнаго; там раззоряется главное укрепление врага, а здесь он изгоняется совсем из земли, возвращенной победою законному владетелю, и преследуется до последних пределов ея.

Святитель Феофан Затворник


Написать комментарий