«Да исправится молитва моя, яко кадило предъ Тобою, Господи!»

«Да исправится молитва моя, яко кадило предъ Тобою, Господи!»

Поученіе въ среду первой недѣли Великаго поста еп. Александра Свѣтлакова. Между священными пѣснопѣніями слышали нынѣ вы, братія, слѣдующую пѣснь: «Да исправится молитва моя, яко кадило предъ Тобою, воздѣяніе руку моею жертва вечерняя». Какъ родная мать, окружаетъ насъ своими заботами св. Церковь, — и какъ бы мы были счастливы, если бы во всемъ слѣдовали ей, внимали всегда ея внушеніямъ! Подлинно, аще жена забудетъ отроча свое, еже не помиловати исчадія чрева своего, Азъ не забуду тебя, говоритъ Господь отъ лица Церкви. Что же именно внушаетъ св. Церковь этою священною пѣснію? Она внушаетъ намъ молиться о самой молитвѣ, чтобы она была такова, каковою должна быть. «Да исправится молитва моя, яко кадило предъ Тобою, Господи!» Становясь на молитву, мы выражаемъ въ ней то или другое прошеніе, какъ напримѣръ, одинъ, сознающій себя грѣшникомъ, проситъ и молитъ Господа о прощеніи грѣховъ, другой — объ удаленіи несчастій, иной — объ увеличеніи благъ земныхъ, радующійся — благодаритъ; но при этомъ чаще всего не думаетъ и на самой молитвѣ не проситъ Господа, чтобы Онъ внушилъ ему истинную молитву. Отчего и бываетъ, что молитва наша не пріемлется Господомъ, и намъ нерѣдко кажется тяжелой, утомительной. И тогда въ успокоеніе своей совѣсти изыскиваются оговорки, извиненія: то немощностію и слабостію грѣшной плоти, то другими подставляемыми обстоятельствами. Тогда является намъ на помощъ св. Церковь, и, указывая намъ, какова должна быть молитва, внушаетъ намъ молить Господа о томъ, чтобы Онъ даровалъ намъ духъ молитвенный, молитвенное настроеніе или духъ Христовъ, при которомъ молитва будетъ необходимою потребностію духа нашего. Только при этомъ условіи молитва наша будетъ истинная, крѣпкая, неутомительная, будетъ отвѣчать нашему истинному отношенію къ Богу, какъ угодная. А безъ сего она и тяжела, и утомительна, и безуспѣшна. Молился фарисей въ храмѣ, но такъ какъ не имѣлъ этого молитвеннаго духа, то и оказалась его молитва не къ оправданію, а къ осужденію. Молитвенный духъ то же, что внутренній жаръ, обнимающій все существо наше, совершенно отрѣшающій отъ земного и возвышающій надъ нимъ, воспламеняющій всею силою любви и надежды на Господа. Это вопль души, все цѣло обращенной къ Богу, вопль сокрушеннаго и смиреннаго сердца, въ одномъ Богѣ ищущаго себѣ помощи, утѣшенія и помилованія.

Вотъ объ этомъ-то молитвенномъ духѣ и напоминаетъ намъ св. Церковь въ словахъ священной пѣсни: «Да исправится молитва моя, яко кадило предъ Тобою». А безъ этого, по словамъ апостола, о чесомъ помолимся, якоже подобаетъ, не вѣмы, но самъ духъ ходатайствуетъ о насъ воздыханіи неизглаголанными (Рим.8:26).

Прирожденная намъ порча и нечистота грѣшной нашей природы такъ глубоко лежатъ въ нашемъ сердцѣ, что имѣютъ вліяніе на самую молитву, — отнимаютъ отъ нея настоящій ея характеръ и дѣлаютъ тяжелою и безплодною для насъ, если еще не оскорбительною для Господа. Не указываетъ ли на это то, что мы часто тяготимся молитвой, хотя въ то же время сознаемъ, что мы имѣемъ нужду въ молитвѣ, и, какъ грѣшники, въ прощеніи грѣховъ? Не знакъ ли это того, что въ насъ нѣтъ духа молитвеннаго, — духъ молитвы удалился отъ насъ, и она не составляетъ для насъ насущной потребности?.. О, какъ усиленно мы должны молиться, чтобы Господь далъ намъ этотъ спасительный духъ! Какъ часто нужно повторять молитвенно съ св. Церковію: «Да исправится молитва моя, яко кадило предъ Тобою, Господи!» Исполняются на насъ слова Христовы: идѣже сокровище ваше, ту будетъ и сердце ваше. Не знакъ ли это того, что и содержаніе молитвы избирается часто нами по произволу, отчего она бываетъ неизмѣнна, груба и, вслѣдствіе этого, безжизненна, какъ молитва фарисейская? — Мы, часто повторяя устами, не прилагаемъ къ сердцу заповѣди Спасителя: да будетъ воля Твоя, якоже на небеси и на земли.

Прислушайтесь къ міру ангельскому, который непрестанно взываетъ, окружая престолъ Божій: святъ, святъ, святъ Господь Саваоѳъ! исполнь вся земля славы Твоея, и, постоянно взывая, не находитъ въ этомъ утомленія, потому что молитва составляетъ потребность бытія его. Для него утомиться молиться значитъ то же, что утомиться дышать. Такою же потребностью должна быть молитва и для нашего духа; такую молитву внушаетъ намъ и св. Церковь, въ то же время давая намъ и предостереженіе отъ уклоненія отъ нея: «не уклони сердце мое въ словеса лукавствія: непщевати ми вины о грѣсѣхъ, т. е. не придумывать себѣ извиненія, какъ бы ни возставала противъ насъ грѣшная плоть.

Если трудно намъ слѣдоватъ примѣру ангеловъ — безтѣлесныхъ существъ, — перенесемся въ міръ человѣческій и обратимся къ примѣру ангеловъ во плоти — святыхъ Божіихъ. Какимъ глубокимъ молитвеннымъ духомъ объемлются ихъ сердца! Какая неотразимая потребность молитвы въ ихъ чистыхъ душахъ! Какая отрѣшенность отъ этого грѣшнаго міра! Во время молитвы вся мысль ихъ только въ Богѣ и съ Богомъ. Предстоя предъ Господомъ, святый Божій всѣмъ своимъ существомъ погруженъ въ святую молитву, весь внѣшній міръ для него какъ бы не существуетъ, и чѣмъ больше молится, тѣмъ легче, тѣмъ сладостнѣе становится для него молитва, какъ иго благое и бремя легкое; весь онъ объятъ молитвеннымъ жаромъ; и не дивно, что онъ во время молитвы отрѣшается и отъ земли, возносясь надъ нею, какъ, напримѣръ, преподобная Марія Египетская, усмотрѣнная преподобнымъ Зосимою во время молитвы поднявшеюся на лакоть отъ земли и стоявшею въ воздухѣ. Таковъ молитвенный духъ святыхъ Божіихъ, достойный нашего подражанія. Да исправится молитва наша предъ Тобою, Господи, какъ молитва святыхъ Божіихъ! Да несется она изъ нашихъ сердецъ, подобно дыму кадильному, отъ земли къ Твоему божественному престолу благодати, и разгорается въ нихъ огнемъ любви къ Тебѣ, Господи, какъ огнь кадильный. Тогда и воздѣяніе рукъ нашихъ, какъ выраженіе внутренней горячей молитвы, будетъ благоугоднымъ возношеніемъ къ Тебѣ.

Братія! будемъ молить Господа, чтобы Онъ, милосердый, вдохнулъ въ наши сердца этотъ молитвенный духъ, согрѣлъ ихъ любовію къ Нему и далъ намъ силу и помощь къ истинной и спасительной молитвѣ. Аминь.

Слова, речи и поучения Епископа Александра. Часть II.

Написать комментарий