Долг православных христиан изучать православную веру и содействовать ея распространению

Долг православных христиан изучать православную веру и содействовать ея распространению

Еп. Палладий (Добронравов). Поучение в Неделю Торжества Православия

В VIII веке в Византии явились среди православных христиан такие, которые думали, что святыя иконы ничем не отличаются от идолов, и что поклонение воздавать им не следует. Имевший такия мысли император Лев Исаврянин стал требовать от патриарха и народа прекращения иконопочитания, а кто не слушался его в этом, тех он гнал. За ним следовали императоры Константин Копроним и Лев IV — также иконоборцы. Многие пострадали от них за свою верность древнему преданию церковному. Наконец, при благочестивой императрице Ирине, собрался в 787 году в Никее VII Вселенский собор и своим постановлением утвердил почитание святых икон. Но потом опять находились враги почитания икон. Три византийских императора — Лев Армянин, Михаил Косноязычный и Феофил, в IX веке, были врагами поклонения иконам. Но вот, по смерти Феофила, при благочестивой императрице Феодоре, истина восторжествовала: Константинопольский собор 842 года, приняв с благоговением определения семи Вселенских соборов, объявил поклонение иконам делом добрым, приличным христианину, и провозгласил анафему иконоборцам. Возстановление почитания святых икон было отпраздновано в Константинополе очень торжественно. Это было 19 февраля 842 года. Константинопольский собор определил, чтобы Церковь и на будущее время в первый воскресный день Великаго Поста совершала празднование победы Православия над иконоборцами и всеми еретиками. Этот праздник с того времени ежегодно совершается в Православной Церкви.
Братия мои! Люди, возстававшие против почитания святых икон, по своему недомыслию, были уверены в своем Православии, считали себя правомыслящими, а на самом деле были далеки от Православия. Не побуждает ли это и нас подумать о том, верны ли мы Православию? Мы называем себя православными христианами. Но таковы ли мы на самом деле? Не может ли Церковь Православная отречься от нас, объявить нас чуждыми ей? Если мы не истинно православные христиане, если при этом мы не поспешим покаяться, — горе нам! Кого Церковь свяжет и не разрешит, кого она не признает своим, тот не имеет части со Христом.
Кто же истинно православный христианин? Тот, кто в единомыслии с Церковию Православною. Един Господь, едина вера. Держись той веры, какую содержит Православная Кафолическая Церковь, всеми мыслями и всем сердцем твоим усвой и возлюби эту веру. А чтобы возлюбить эту веру, надобно узнать ее возможно лучше. Вот первая обязанность каждаго из нас. Заметьте это, братия. Мы должны узнать православие, научиться от Церкви именно тому, чему она учила и учит всех и всегда. Помнят ли теперь этот долг те люди, которые считаются православными? Многие не только не употребляют усилий, чтобы узнать православную веру, но и не считают себя обязанными узнать ее. Многие из людей, получивших некоторое образование, довольствуются тем понятием о вере, какое сложилось в их уме лишь отчасти под влиянием церковнаго учения, а больше под другими влияниями, не от Церкви исходящими. Многие имеют именно свою веру, а не содержат веры православной. Не потрудились они над тем, чтобы Православие изучить столько, сколько это для них доступно. Есть немало и таких людей, которые разсуждают о вере сегодня так, а в другой день иначе, которые, не узнав православной веры, не составили никакого определеннаго воззрения на веру, а говорят о вере лишь под влиянием последней прочитанной книги, последней, на лету позаимствованной от других, мысли. Позволительно ли так относиться к истине, к тому сокровищу, которое всего дороже на земле, и которое только одно может отверзть нам врата Царства Небеснаго? Что будет со многими из нас, со всяким, кто среди трудов и развлечений не находит времени подумать о том, истинный ли он сын Православной Церкви! Братия, не полагайтесь на свой разум, на свое суждение, а у Церкви поучитесь. Если всякую человеческую науку мы изучаем, пользуясь плодами трудов многих мыслителей, то как же многие из нас веру православную изучить не хотят, а довольствуются своей, в значительной части самоизмышленной верой, основанной лишь на жалких, уцелевших в памяти, остатках веры истинной? О, как непрочны человеческия построения подобнаго рода! Пусть такой человек спросит свою совесть, и он устыдится своего легкомысленнаго отношения к вопросам веры, он поймет, что многие только на словах указывают на свою собственную веру, на свой собственный разум, и что в сердце своем они нисколько не полагаются на эту неясную, неполную, недоказуемую, смешанную веру, неизвестно как сложившуюся. Изучите веру православную, и вы возлюбите ее, вы получите от этой веры живое упование, которое будет крепнуть в вашем сердце по мере того, как вы в жизни своей будете приносить плоды вашей веры.
Еще одно слово. Кто познал истину, кто возлюбил ее всем сердцем, тот всегда стремится поделиться своею радостию о обретении истины с другими, других привести к сладкому ощущению найденной истины. Егоже писа Моисей в законе и Пророцы, обретохом Иисуса сына Иосифова, Иже от Назарета, — с великим восторгом говорил один из первых последователей Христовых — Филипп Нафанаилу, желая и его сделать учеником Христовым (Иоан. 1, 45). Если мы истинно любим Христа, мы не будем равнодушно смотреть на духовную гибель наших братьев. Мы пойдем с словом братской речи о Христе к тем, кто забыл о Христе, хотя и называет себя христианином. Мы при каждом случае будем стараться помочь другим в познании истины Христовой. Мы будем содействовать распространению знания веры в народе православном всеми зависящими от нас средствами. Не забудем, конечно, и того, что есть и в отечестве нашем и за пределами его много людей, для которых еще совсем не возсиял свет Христов. Если мы любим Христа, то без сомнения подумаем об участи этих людей. <…>
Авва Серапион Синдонит, желая обратить ко Христу одно семейство комедиантов-язычников, продал себя им за двадцать монет и, служа им, успел обратить всех их ко Христу; после этого он возвратил им деньги и ушел для новых подвигов. В другой раз авва Серапион продал себя одному манихею и в два года успел отклонить от ереси и присоединить к Церкви его самого, его жену и весь дом их; преподав им много наставлений. он и от них удалился, причем возвратил им и деньги, за которыя продал себя (Лавсаик, Палладия Епископа Еленопольскаго. Гл. 69 и 70. В русском переводе с греческаго, изд. второе, СПб., 1854. С. 210-213). Вот самоотвержение ради спасения ближних. О, если бы этот пример пробудил и в наших сердцах любовь к ближним и желание служить делу их спасения всеми зависящими от нас средствами!
Господу помолимся, да поможет Он нам усвоить истину Христову, и да распространит Он и утвердит эту истину во всех пределах нашего дорогаго Отечества и за пределами его. Аминь.
1896 г. 
Источник: Проповеди синодальнаго ризничаго Архимандрита Палладия. — М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1901. — С. 23-27. 


Написать комментарий