Поучение во вторник Страстной седмицы

Поучение во вторник Страстной седмицы

Свт. Феофанъ Затворник († 1894 г.) Грядый Господь на вольную страсть, Апостолом глаголаше на пути: се восходим  в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет  на пропятие. Приидите убо и мы, сшествуем  Ему и сраспнемся Его ради житейским  сластем.

 

Так  святая Церковь приглашает  нас  сшествовать, спострадать и сораспяться Господу в дни сии, посвященные воспоминанию Его Божественных  страданий и смерти. Как  послушные  чада, вы вняли сему материнскому призванию и вступили в указанныи ею путь сшествия Господу. И мне предлежит ныне не убеждать вас  к повиновению, а, утешаясь вашим повиновением, пожелать лишь, чтоб вы полнее и совершеннее привели к концу уже начатое вами. И в самом деле, если-б кто из вас спросил: вот  Церковь приглашает  нас  сшествовать Господу, идущему на вольную страсть, как  же это нам  сделать; то им  нечего было бы ответить, кроме разве: делайте, что делаете, только делайте, какъ следует — и будете сшествовать Господу.


Вот  вы поститесь, ходите в  церковь и дома молитесь, оставили на время житейские  дела и пребываете более с  собою, наложили на себя благочестивыя занятия и отнимаете для того часть времени у сна — большую или малую. Так  и делайте. Пощение до того, чтоб  тело ощущало лишение довольства в  пище и питии, труд  молитвенный до утомления плоти, устранение обычных  взаимных  соотношений с принуждением  себя к занятиям  душеспасительным, бодрствование, несмотря на то, что клонит ко сну, и многое другое, сопряженное с  выполнением  говения, составляет  первый шаг в следовании за Господом на распятие.

 

Надобно только охотно, без  саможаления, поднять тяготу сию. Человек  животолюбив. Малое оскудение в  пище и лишение сна, или утруждение и утомление необычное, раздражает вопль плоти, и ему кажется, что делают  покушение отнять у него жизнь. Кто теперь, несмотря на сей вопль, на это как-бы разставание с жизнью, не только не поддается саможалению, а напротив, с  желанием самоозлобления нудит  себя на показанные труды, тот  всякий раз, как  делает сие, делает шаг вслед  Господа. И надобно сказать, что только такой и сшествует Ему в сем  отношении. Так  ли это у вас? Если так, то вы у цели. Если же нет, позаботьтесь приложить к  труду, который все же несете, это безжалостное желание озлобить плоть свою ради Господа. Этим  вы принесете Господу в  жертву животолюбие, или понесете на сораспятие с  Ним  плоть свою, подражая хотя мало подвигу Его в саду Гефсиманском.


Начавши так, понудьте себя и еще поближе придвинуться к  Господу в последовании за Ним. Я хочу сказать, утруждая плоть, потрудите и душу. Хоть тело и душа составляют  одного человека; но как  вам  ведомо, нередко тело делает одно, а душа другое. Приведите же в согласие в трудах, вами теперь подъемлемых, с телом  и душу. Постясь телом, заставьте поститься и душу: отсекайте пожелания, подавляйте возникновение страстных  движений: гнева, осуждения, возношения, корысти, неуступчивости и проч. Утруждая тело стоянием  на молитве, здесь в  храме или дома, потрудитесь и душою благоговейно стоять пред  лицем Господа в  сердце, во внимании к поемому и читаемому.

 

Устраняете молву житейскую и уединяетесь телом, — приложите к  сему нерасеянность ума и сосредоточение в  себе  самих. Заставляете бодрствовать тело, — возбудите и бодренность духа или живое устремление усердия к  Господу. Понуждаете себя на занятия духовные, понудьте и душу свою возыметь желание к  ним , которым  она не всегда может похвалиться. Когда сделаете так, свяжете тем  душу. И она, обыкшая к  вольнодвижениям  и вольнодействиям, ощутивъ на себе узы, начнет  томиться как в  неволе  и подыметъ вопль недовольства. Но не ослабевайте в  самопринуждении. Этим  вы уподобятесь Господу, когда Его связаннаго повели на суд, и станете, следовательно, еще ближе к  Нему в сшествии Ему на вольную страсть. Труд тела и души вместе  есть то же, что ступание то на одну, то на другую ногу, и представляетъ благоуспешнейшее шествие вслед  Господа.


Подойдемте еще ближе. Станем на суд,  подобно Господу. Вы уже и задумали это сделать. Разумею ваше говение с целью  приобщиться святых  Христовых Таин. К  достойнейшему причащению приготовляются очищением  души своей  от всех  грехов  в покаянии. А это вот чего требует: пересмотри жизнь свою, и сличи ее с заповедями Евангельскими, отметь все несообразное с ними, сознай виновность свою в  том  и осуди себя без  самооправдания, сокрушись сердцем  и оплачь все, чем  оскорблен Господь, и исповедуйся во всем без  утайки, с твердым  намерением не поддаваться более греховным  увлечениям.

 

Кто совершит  сие надлежащим  образом, тот уподобится Господу, как  Его водили для суда и осуждения к  Анне  и Каиафе, от них  к  Пилату, от Пилата к  Ироду, от  этого опять к Пилату. Разница в  том , что Господа неправедно осуждали и озлобляли, а мы себя осудим и сокрушим  праведно. Но как Господь неправедно осужден  в  оправдание наше, так  наше праведное самоосуждение будет нам  в оправдание, чрез  невинное осуждение Господа.


Хотите ли, наконец, подойти к  Самому Господу и идти с  Ним  на вольное Его страдание, как-бы шаг  за шагом? Вотъ что сделайте: пройдите углубленным размышлением  весь крестный путь Господа, восприимите чувством  болезни Его, сколько сие вместимо естеству нашему, и спостраждите Ему сердцем. Начните с  моления Господа в  саду Гефсиманском, в  туге и томлении до кроваваго пота, идите с  Ним связанным  по крутизнам  и ущельям до двора архиереев; побудьте с Ним  при неправедных  нареканиях на Него, при издеваниях рабов  глумливых, при отречении  Петра; последуйте за Ним  к Пилату, от  Пилата к  Ироду и обратно; слушайте крик  народа и ярость осудителей и неправедный приговор; понесите с  Ним  крест на Голгофу — тяжелый до падения под ним, при шуме народа ослепленного и язвительных  речах старейшин торжествующих; перенесите на себя пригвождение ко кресту, когда в  живую плоть вбивали гвозди, поднятие креста, раздиравшее раны и возмущавшее круговращение жизни, плач приближенных, и в  среде их  Матери Пречистой, глумление неразумных, крайнее истощание до жажду, и преклонение главы с  преданием  духа Господу.

 

Пройдите все сие мысленно, и живее воспроизведите в  себе, возбудите сочувствие к  тем  болезням , и так  приискренне войдите в  сострадание, что как   бы сами вы страдали и принимали раны. И будете подобиться женам, которые, идя вслед  Господа, несшаго крест , проливали слезы. Так, шаг  за шагом, все ближе и ближе будете подходить к  Господу, грядущему на вольную страсть и сшествовать Ему.

 

Начав с телесных  трудов, перейдите от  них к  душевным  подвигам; а при тех  и других  совершите самоиспытание, оплачьте и исправьте неисправное в  покаянии, чтоб  достойно причаститься Христовых  Таин; наконец же, углубленным  размышлением  о страданиях Господа войдите в сочувствие и сострадание Ему. Но и только ли? Не замечаете ли, что этим  путь не может  быть кончен? Так  сшествуют  только Господу, грядущему на смерть. Но не сшествовать только надобно, а и сораспяться с Ним. Как  же это? Когда вступите на путь истинной христианской жизни и самым делом  начнете исполнять заповеди Христовы, тогда поминутно будете распинать себя ради Господа, или спасительно сораспинаться Христу Спасителю. Все указанное прежде есть только приготовление к  сему.


В  страданиях Господа и сострастии Ему имеем побуждение к  христиански-добродетельной жизни, в  подвигах  душевно-телесных  приемлем пособие к  ней, в  покаянии и причащении положим  начало ея и получим  силы. Остается теперь, совершив  все, начать самым  делом жить истинно по-христиански. А как и почему сия жизнь есть сораспятие Господу, уразумеете на первых  порах. Сами ощутите, как, при исполнении христианских добродетелей, то пригвождаются руки и ноги, то поражается сердце, то глава увенчивается тернием, то все тело естества нашего покрывается ранами. Не буду пояснять, как  это. Сами знаете или узнаете. И заключу слово мое искренним вам  благожеланием. Благослови вас, Господи, не сшествовать только Ему, но и сораспяться с  Ним: ибо иного пути ко спасению нет! Аминь.


30-го марта 1865 г.

 

Источник: О покаянии, причащении святых Христовых Таин  и исправлении жизни. Слова преосвященного Феофана во святую Четыредесятницу и приготовительные к  ней недели. — Издание шестое Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. — М.: Типо-литография И. Ефимова, 1909. — С. 252-257.


 

 

/span

Написать комментарий