Слово в  понедельник святой  Пасхи

Слово в понедельник святой Пасхи

Воскресения день, просветимся людие, Пасха Господня, Пасха:

от смерти бо к  жизни, и от земли к  небеси Христос  Бог нас преведе

(Канон праздника, Ирмос  1-й).

Архиепископ  Димитрий (Муретов) († 1883 ). Так, не для Себя и не за Себя страдал  и умер Господь наш  Иисус  Христос, не для Себя и воскрес из  мертвых. Он предан  был за прегрешения наша, и возстал  за оправдание наше. Он претерпел уничижения, поношения, осуждение, оплевания, заушения, биения, пригвождение ко кресту, прободение в  ребро, смерть и погребение, как  необходимую казнь за грехи наши, чтобы загладить вину нашу пред  Богом; и воскрес  из  мертвых, восшел  на небо и приял  всякую власть на небеси и на земли, чтобы выну ходатайствовать о нас  пред  Отцем Своим, чтобы вспомоществовать намъ в немощах  наших, охранять и ограждать верующих  в  Него от всякаго зла, чтобы не только открыть нам  путь в горния обители, но и возвести нас  туда с Собою: иду уготовати место вам, говорит Он, и аще уготовлю место вам, паки прииду и поиму вы с Собою, да идеже есмь Аз, и вы будете (Иоан. 14, 2-3). Итак, Христово торжество есть наше торжество; Его воскресение есть наше прехождение от смерти к  новой жизни; Его вознесение ко Отцу есть наше восхождение от земли к  небу; Его седение одесную Бога есть наша вечная слава.


Это истинная наша Пасха — прехождение из  земли египетскаго рабства въ землю обетования: из области диавола в  благословенное царство Божие, от работы греху и страстям в  свободу благодати и жизни богоподобной, из  состояния отчуждения от Бога и проклятия в  состояние благословения и усыновления Отцу небесному, от  осуждения смерти во оправдание жизни, от вечной погибели к вечному избавлению, из  состояния рабов неключимых  в  свободу славы чад Божиих. Пасха Господня, Пасха: от  смерти бо к  жизни и от земли к  небеси Христос  Бог нас преведе.

Но, как первая Пасха, которую праздновал народ  израильский выходя из Египта, была только началом  и предъизображением  той всерадостной Пасхи, которую торжествовал народ  Божий в  земле обетованной, в  полной свободе  от всякого насилия врагов, наслаждаясь в изобилии благословенными плодами земли своей; так  и наше настоящее торжество, как  оно ни велико и священно, есть только начало того величайшего вечного торжества, которое будет  праздновать вся вселенная во второе, славное пришествие воскресшего Господа Иисуса Христа на землю, — торжества воскресения всего человеческого рода, полного обновления всей твари, повинувшейся суете  за повинувшего ю человека, совершенного избавления от  всяких  зол, когда и последний враг  наш испразднится — смерть, вечного успокоения и блаженства в обителях  Отца небесного, когда праведницы просветятся, яко солнце, во Царствии Отца их.


Из  праздновавших  первую Пасху в  Египте сынов израилевых  немногие удостоились праздновать вторую — блаженнейшую Пасху в земле обетованной. Почему? Потому что часто прогненвляли Господа своим  отступничеством  и грехами во время странствования своего в пустыне. Телом  они вышли из  Египта, но душею своею, умом  и сердцем  своим часто обращались к  тому же Египту. То вспоминали о мясах египетских, то роптали на недостаток пищи и воды въ пустыне, то унывали и жаловались на трудность пустынного странствования, то соблазнялись и предавались идолопоклонству и порокам  языческим. За это многие из  них погибли при гробах  похотения, другие умерли от  угрызения ядовитых  змей, иные погибли от меча.


Сия же образы нам быша: писана же быша в научение наше. Остережемся же, братие мои, чтобы и с нами не случилось того же, что случилось с людьми, избавленными Господом из  рабства египетского рукою крепкою и мышцею высокою. Сущность нашей Пасхи, — торжество избавления нашего от  греха, проклятия и смерти, состоит  в  том, что ветхий наш  человек  со Христом распятся, во еже не работати нам  греху, что со Христом, умершим  за нас и воскресшим, и мы умерли для всего порочного, злого, нечистого, и совоскресли в новую жизнь — чистую, святую, богоугодную: спогребохомся Ему крещением  в  смерть, да якоже Христос  воста от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем (Рим. 6, 6. 4).
 
После  сего, кто, и по избавлении от  рабства греху, предается добровольно тому же постыдному рабству, тот  сам будет виновен  в  своей погибели. Кто не идетъ путем  новой жизни со Христом, — не достигнет  Ханаана небесного. Кто не устремляет  всего ума и сердца своего к небесному отечеству, — останется вне Царствия Божия.

Итак, если мы умерли греху, то како паки оживемъ о нем? Да не царствует  убо грех  в мертвенный плоти нашей, во еже послушати его в  похотех  его (Рим. 6, 12). Если мы отреклись диавола и всех  дел  его и всея гордыни его и всего служения его, — то будем  ли опять порабощать себя исконному врагу своему, послушая его в похотех  плоти своея? Если мы вышли из  страны далекой, чтоб  возвратиться к  Отцу своему, будем  ли еще обращать к  ней свои взоры, с  сожалением вспоминать об  удовольствиях  греховных, скучать и тяготиться трудностью пути евангельского? Иже Христови суть, плоть распяша со страстьми и похотьми. Умертвите убо уды ваша, яже на земли, — блуд, нечистоту, страсть, похоть злую, и лихоимание, еже есть идолослужение, гнев, ярость, злобу, хуление и срамословие от  уст  ваших, их же ради грядет гнев  Божий на сыны противления (Кол. 3, 5. 8. 6).


Если мы вышли на новый и живый путь к  царствию Божию, то и должны следовать за новым Моисеем — Христом  Спасителем  нашим, внимать Его божественному слову, исполнять Его святыя и животворные заповеди, подражать примеру  Его святейшей жизни. Гордость всяку отложше и удобь обстоятельный грех, терпением  да течем на предлежащий нам  подвиг, взирающе на Начальника веры и Совершителя Иисуса (Евр. 12, 1-2). Христос  смирил Себе, послушлив  быв  даже до смерти, смерти же крестныя; можно ли же нам  грешным  возноситься, тщеславиться и величаться на земли?
 
Христос  алкал  и жаждал; не должно ли и нам  блюстися, да не когда отягчают  сердца наша объядением  и пьянством и печальми житейскими? Христос предал  пречистую плоть Свою на страдания и мучения за грехи наши; позволительно-ли нам нежить и упитывать плоть свою, удовлетворять ее прихотям, угождать ее похотям  и страстям, воюющим  на дух  наш? Христос обнищал  за нас, да мы нищетою Его обогатимся; позволительно ли нам стремиться всеми возможными мерами, всеми правдами и неправдами стяжать себе богатство тленное, которое не избавит нас  от  смерти и суда Божия, но будет  с  нами в  погибель?
 
Облецытеся убо, якоже избраннии Божии, святи и возлюбленни, во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение. Над  всеми же сими стяжите любовь, яже есть союз совершенства, и мир Божий да водворяется в  сердцах  ваших. Слово Христово да вселяется в  вас богатно, во всякой премудрости учаще и вразумляюще себе самех, во псалмех  и пениех  и песнех  духовных, воспевающе и поюще в  сердцах ваших Господеви. Так  должно, по учению апостольскому, вести себя нам, празднующим Воскресение Христово, а в нем  и свое воскресение от  смерти греховной! Очистим  убо ветхий квас: ибо Пасха наша за ны пожрен  бысть, Христос.
 
Темже да празднуем  не в квасе ветсе, ни в  квасе злобы и лукавства, но в безквасиих  чистоты и истины (1 Кор. 5, 7-8). В  противном  случае, тщетны для нас  страдания Христовы, безплодно и воскресение, и самое празднование наше сего светоносного воскресения послужит  нам в  тягчайшее осуждение. Воскресения день, просветимся, людие! Просветимся и не пребудем  во тьме и сени смертной. Просветимся чистою и живою верою и познанием  Сына Божия, да не будем, якоже младенцы, влающеся и скитающеся всяким  ветром учения, во лжи человечестей, в коварстве  козней лщения (Ефес. 4, 14).
 
Просветимся любовию ко  Господу крепкою и упованием  живым  и непоколебимым, чтобы ни смерть, ни живот, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни иная тварь не могла разлучить нас  от  любви Божией, яже о Христе  Иисусе (Рим. 8, 38-39). Просветимся делами благими и богоугодными, да просветится свет наш пред  человеки, яко да видят наша добрая дела, и прославят  Отца нашего, Иже на небесех. Просветимся всею жизнию нашею — чистою и святою, трезвенною и благоговейною, целомудренною и праведною, да будем  воистину родом  избранным, царским священием, языком  святым, людьми обновления.

Аще убо воскреснусте со Христом, вышних  ищите, идеже есть Христос  одесную Бога седя (Кол. 3, 1). Там  для нас все — и наша радость и счастие, и наша мудрость и сила, и наше богатство и слава, и наша честь и достоинство, и наша утеха и блаженство; там  весь живот наш  сокровен  со Христом в  Бозе. Туда да возносится выну благоговейный взор  наш; там  да витают все помыслы души нашей; туда да устремляются все желания сердца нашего; там  да почиют  все надежды наши; там  да живет сердце наше; туда да воздыхает дух  наш: О, Пасха велия и священнейшая, Христе! О, мудросте и Слове Божие, и сило! Подавай нам  истее Тебе причащатися в невечернем дни царствия Твоего! Аминь.


Архиеп. Димитрий (Муретов) († 1883 г.) Слова и Беседы на праздники Господские.  Слово в  понедельник св. Пасхи.

Источник: Полное собрание проповедей Димитрия, Архиепископа Херсонского и Одесского. Том первый: Слова и Беседы на праздники Господские. — М.: Типо-Лит. Д. А. Бонч-Бруевича, 1889. — С. 157-162.

Написать комментарий