Слово в понедельник святой Пасхи
Воскресения день, просветимся людие, Пасха Господня, Пасха:
от смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас преведе
(Канон праздника, Ирмос 1-й).
Архиепископ Димитрий (Муретов) († 1883 ). Так, не для Себя и не за Себя страдал и умер Господь наш Иисус Христос, не для Себя и воскрес из мертвых. Он предан был за прегрешения наша, и возстал за оправдание наше. Он претерпел уничижения, поношения, осуждение, оплевания, заушения, биения, пригвождение ко кресту, прободение в ребро, смерть и погребение, как необходимую казнь за грехи наши, чтобы загладить вину нашу пред Богом; и воскрес из мертвых, восшел на небо и приял всякую власть на небеси и на земли, чтобы выну ходатайствовать о нас пред Отцем Своим, чтобы вспомоществовать намъ в немощах наших, охранять и ограждать верующих в Него от всякаго зла, чтобы не только открыть нам путь в горния обители, но и возвести нас туда с Собою: иду уготовати место вам, говорит Он, и аще уготовлю место вам, паки прииду и поиму вы с Собою, да идеже есмь Аз, и вы будете (Иоан. 14, 2-3). Итак, Христово торжество есть наше торжество; Его воскресение есть наше прехождение от смерти к новой жизни; Его вознесение ко Отцу есть наше восхождение от земли к небу; Его седение одесную Бога есть наша вечная слава.
Но, как первая Пасха, которую праздновал народ израильский выходя из Египта, была только началом и предъизображением той всерадостной Пасхи, которую торжествовал народ Божий в земле обетованной, в полной свободе от всякого насилия врагов, наслаждаясь в изобилии благословенными плодами земли своей; так и наше настоящее торжество, как оно ни велико и священно, есть только начало того величайшего вечного торжества, которое будет праздновать вся вселенная во второе, славное пришествие воскресшего Господа Иисуса Христа на землю, — торжества воскресения всего человеческого рода, полного обновления всей твари, повинувшейся суете за повинувшего ю человека, совершенного избавления от всяких зол, когда и последний враг наш испразднится — смерть, вечного успокоения и блаженства в обителях Отца небесного, когда праведницы просветятся, яко солнце, во Царствии Отца их.
Из праздновавших первую Пасху в Египте сынов израилевых немногие удостоились праздновать вторую — блаженнейшую Пасху в земле обетованной. Почему? Потому что часто прогненвляли Господа своим отступничеством и грехами во время странствования своего в пустыне. Телом они вышли из Египта, но душею своею, умом и сердцем своим часто обращались к тому же Египту. То вспоминали о мясах египетских, то роптали на недостаток пищи и воды въ пустыне, то унывали и жаловались на трудность пустынного странствования, то соблазнялись и предавались идолопоклонству и порокам языческим. За это многие из них погибли при гробах похотения, другие умерли от угрызения ядовитых змей, иные погибли от меча.
Итак, если мы умерли греху, то како паки оживемъ о нем? Да не царствует убо грех в мертвенный плоти нашей, во еже послушати его в похотех его (Рим. 6, 12). Если мы отреклись диавола и всех дел его и всея гордыни его и всего служения его, — то будем ли опять порабощать себя исконному врагу своему, послушая его в похотех плоти своея? Если мы вышли из страны далекой, чтоб возвратиться к Отцу своему, будем ли еще обращать к ней свои взоры, с сожалением вспоминать об удовольствиях греховных, скучать и тяготиться трудностью пути евангельского? Иже Христови суть, плоть распяша со страстьми и похотьми. Умертвите убо уды ваша, яже на земли, — блуд, нечистоту, страсть, похоть злую, и лихоимание, еже есть идолослужение, гнев, ярость, злобу, хуление и срамословие от уст ваших, их же ради грядет гнев Божий на сыны противления (Кол. 3, 5. 8. 6).
Аще убо воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя (Кол. 3, 1). Там для нас все — и наша радость и счастие, и наша мудрость и сила, и наше богатство и слава, и наша честь и достоинство, и наша утеха и блаженство; там весь живот наш сокровен со Христом в Бозе. Туда да возносится выну благоговейный взор наш; там да витают все помыслы души нашей; туда да устремляются все желания сердца нашего; там да почиют все надежды наши; там да живет сердце наше; туда да воздыхает дух наш: О, Пасха велия и священнейшая, Христе! О, мудросте и Слове Божие, и сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни царствия Твоего! Аминь.
Источник: Полное собрание проповедей Димитрия, Архиепископа Херсонского и Одесского. Том первый: Слова и Беседы на праздники Господские. — М.: Типо-Лит. Д. А. Бонч-Бруевича, 1889. — С. 157-162.