Неподкупный Судья

Неподкупный Судья

Рассказ. Но с того времени какое-то неприятное, тревожное чувство не давало ей покоя, пока она не вернулась в магазин и не положила на место взятую вещь. Домой она вернулась с чувством облегчения.

Подобных примеров можно привести очень много. Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то упрекает и гнетет его, то поощряет и радует. Это тонкое врожденное чувство называется совестью. Совесть – это своего рода духовный инстинкт, который яснее различает добро и зло, нежели ум. Кто слушается голоса совести, тот не будет сожалеть о своих поступках.

Мы все знаем из опыта, что голос совести выражает себя независимо от наших желаний и убеждений рассудка. Мы не можем убедить себя, что мы поступили хорошо, если совесть обличает в обратном.

Христос говорит об аде, как о месте наказания для грешников, «где червь их не умирает и огонь не угасает» (Марк.9:44). Некоторые понимают эти слова в смысле непрестанных угрызений совести, когда картины всех их злых и нечистых дел будут безконечно проходить перед ними с ужасающей яркостью и их проснувшаяся совесть будет жечь душу, как огонь.

В земной жизни люди научились разными способами подавлять в себе голос совести: наркотиками, алкоголем, развлечениями и даже трудом, работая до изнеможения, чтобы только не думать о своем грехе и не давать совести времени для обличения. Но в аду этой возможности не будет.

При создании человека Бог вложил в него Свой образ и подобие (в духовном смысле). Поэтому совесть можно назвать Божьим голосом, нравственным законом, написанном в сердце человека, независимо от его возраста, расы, воспитания и уровня развития.

Ученые-антропологи, изучающие обычаи и нравы примитивных народов, свидетельствуют, что до сих пор не было найдено ни одного, даже самого дикого народа, который хоть в какой-то степени не имел бы понятия о нравственном законе. Все они знают разницу между добром и злом в рамках своей культуры.

Конечно, не все люди живут по правилам нравственного закона. Ап. Павел, в начале своего послания к Римлянам, укоряет евреев в том, что они, зная Божий закон, часто нарушают его, в то время, как язычники, «не имеющие закона (писанного), по природе законное делают... Они показывают (этим), что закон, у них написан в сердцах, о чем свидетельствует их совесть и мысли, которые то обвиняют, то оправдывают» (Рим.2:14-15). Там же ап. Павел объясняет, как этот закон совести то награждает, то наказывает человека. Так, каждый человек, кто бы он ни был, иудей или язычник, чувствует безпокойство и скорбь, когда он делает зло или предается разврату, зная, что за эти поступки его постигнет Божье наказание (Рим.1:32).

Необходимость в писанном законе возникла после грехопадения, когда человек, зараженный грехом, перестал отчетливо слышать голос своей совести. Но, в сущности, как писанный, так и внутренний закон совести говорит одно и то же: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними...» (Матф.7:12). Совесть содержит в себе вечный и неизменный Божий закон. Поэтому нормальные взаимоотношения между людьми возможны только тогда, когда люди следуют указаниям своей совести или, другими словами, «живут по совести».

Ни одна книга не выявляет так точно все многоразличные проявления совести в человеке, как Библия. В ней мы видим, как злые поступки вызывают в человеке стыд, страх, скорбь, чувство вины и даже отчаяние. Адам и Ева, вкусив от запрещенного плода, почувствовали свою вину и спрятались, чтобы скрыться от Бога (Быт.3:7-10). Каин, убив из зависти своего брата Авеля, стал бояться, что его может убить любой прохожий (Быт.4:14). Царь Саул, преследовавший Давида, заплакал от стыда, когда узнал, что Давид, вместо того, чтобы отомстить ему, пощадил его жизнь (1Цар.26гл.). Гордые книжники и фарисеи, приведшие ко Христу женщину, уличенную в прелюбодеянии, со стыдом стали уходить, обличаемые совестью, когда увидели свои собственные грехи (Ин.8гл).

Иногда укоры совести становятся настолько мучительными, что человек предпочитает прервать свою жизнь. Самый яркий пример подобного состояния мы видим в Иуде, который повесился после того, как он предал Христа иудейским первосвященникам (Мф.27:5). Все грешники, как верующие, так и неверующие, подсознательно чувствуют ответственность за свои беззаконные поступки. Так, по пророческим словам Христа, грешники перед концом мира, видя приближение Божьего суда, будут просить землю поглотить их и горы – покрыть их (Лк.23:30; Откр.6:16).

Часто люди, совершая тот или иной грех, не слышат голоса своей совести. Но потом, придя в себя, они чувствуют ее укоры с удвоенной силой. Братья Иосифа без всяких укоров совести продали его в рабство. Но через несколько лет, попав в беду, они вспомнили свой грех и испугались, что пришло время расплаты за это (Быт.42гл.).

Царь Давид, увлеченный красотой Вирсавии, не думал о последствиях своего греха, пока его не обличил пророк Нафан (2Цар.12гл.). Пылкий ап. Петр, под давлением страха, отрекся от Христа трижды; но, услышав пение петуха, вспомнил предсказание Иисуса и горько заплакал (Мф.26:75). Закхей-мытарь, тронутый любовью Христа, вспомнил обиды, которые он причинил людям своей алчностью, и решил вчетверо возместить им все убытки (Лк.19:8).

Нет для грешника большей радости и облегчения, как получить прощение грехов и успокоение совести. С другой стороны, пренебрежение голосом совести и греховные падения омрачают душу до такой степени и доводят до такого состояния, что он может безвозвратно погрязнуть во зле. Ап. Павел называет это «кораблекрушением в вере» (1Тим.1:19).

Св. Писание предупреждает каждого из нас: «Больше всего хранимого храни сердце твое (т. е. совесть), потому что из него источники жизни» (Притч.4:23). Нравственная чистота человека дороже всех земных благ.

Но как быть человеку, который уже загрязнил свою совесть? Есть ли для него надежда? Да, есть, если он действительно хочет очистить свою душу и жизнь от греха. В этом христианство имеет преимущество перед другими религиями, потому что Христос именно для этого и пришел на землю, чтобы отдать Себя в жертву за наши грехи. Всякий грешник может получить Божье прощение и полное очищение через покаяние и принятие Иисуса Христа своим Спасителем. Человек становится новым творением и вступает в новую жизнь с чистым сердцем и искренним намерением жить угодной Богу жизнью.

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8). Теперь уже Бог руководит мыслями, словами и поступками духовно возрожденного человека, совесть которого стала чистой и настолько чувствительной, что малейшее уклонение от правды, нечистая мысль или неосторожное слово, причиняют ему боль, и он спешит исправить свою ошибку. Ни один, даже самый незначительный, промах не остается незамеченным. Так, с помощью Святого Духа, человек возрастает в благодати. Он не только сам совершенствуется духовно, но и содействует спасению других людей.

И, конечно, чистая совесть дает ему радость и внутренний мир. Люди с чистой совестью спокойны, приветливы, доброжелательны, жертвенны. Они уже в этой жизни носят в себе частичку Царства Небесного.

НАШИ ДНИ №1668

Написать комментарий