Таинство Евхаристии — центральное таинство Церкви

Таинство Евхаристии — центральное таинство Церкви

«Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день», — говорит Спаситель (Ин. 6:53-54). Поэтому регулярное причащение необходимо человеку для спасения.

В отношении того, с какой частотой следует причащаться верующему, cуществуют различные подходы, при соблюдении правила святителя Иоанна Златоуста причащаться всегда «с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью». Об этом же свидетельствуют и святые отцы последних веков. По словам святителя Феофана Затворника, «мера [причащаться] в месяц однажды или два раза — самая мерная», хотя «ничего нельзя сказать неодобрительного» и о более частом причащении [1]. В этом вопросе каждый верующий может руководствоваться такими словами этого святого: «Святых Таин причащайтесь почаще, как духовный отец разрешит, только старайтесь всегда приступать и с должным приготовлением и паче — со страхом и трепетом, чтоб, привыкнув, не стать приступать равнодушно» [2].

 

Святитель Игнатий Брянчанинов  о причащении Святых Тайн пишет:


"Достойное причащение Святых Таин возможно только при благочестивой жизни или после решительного раскаяния в жизни греховной и решительного оставления её, засвидетельствованного и запечатленного принесением покаяния по наставлению Святой Церкви.

 

Рассеянная,невнимательная жизнь,неозарённая и неруководимая словом Божьим,направленная по представлениям собственного разума,по влечениям грехолюбивых сердца и тела, оставляя человеку тщетное имя христианина, лишает его основательного Богопознания и самопознания, лишает должного понятия о Святых Таинах, лишает приличествующего приготовления пред принятием их, приличествующего настроения и состояния при принятии, необходимого хранения по принятии.

 

Ибо,кто ест и пьет недостойно,тот ест и пьет осуждение себе,не рассуждая о теле Господнем(1 Кор.11,29), не давая ему должной цены, не приготовив сосуда своего к принятию величайшего, святейшего сокровища Сокровище спасительнейшее есть вместе и сокровище самое страшное по неизреченной святыне своей.

 

Не карал бы нас Суд Божий,если б мы проводили внимательную жизнь по заповедям Христовым, тщательно исполняя их,тщательно врачуя упущения в исполнении покаянием. Ибо если бы мы судили сами себя,то не были бы судимы(Кор.11,31). Легкомыслие и недостаточно добродетельную жизнь карает Суд Божий,возбуждаемый недостойным принятием Святых Таин,карает с милосердием,карает казнями во времени с целью спасения в вечности.

 

Будучи же судимы,наказываемся от Господа,чтобы не быть осуждёнными с миром(1 Кор.11,32). Исчисляя казни,которым коринфяне подвергались за недостойное причащение Святых Таин при недостаточно богоугодной жизни, Апостол говорит: Оттого-ради не довольно достойного причащения Святым Таинам-многие из вас немощны и больны,и спят довольны(1 Кор.11,30),то есть значительное число умирает.


"Иное значение имеет недостойное причащение Святых Таин при произвольно и намеренно греховной жизни,при впадении в смертные грехи,при неверии и при зловерии.Причащающиеся в таком состоянии совершают преступление,навлекающее казни уже не исправительные,но казни решительные,навлекающие вечную муку.Преступление это равно преступлению,которое совершили убийцы Богочеловека,осыпавшие Его поруганиями,ударявшие по ланитам,покрывавшие заплеванием Его лицо,истерзавшие тело Его жестоким биением,гвоздями,распятием.

 

Посему, кто будет есть,-сказал великий Павел,-хлеб сей или пить чашу Господню недостойно,виновен будет против Тела и Крови Господней(1Кор.11,28).Да испытывает же себя человек(1 Кор.11,28), да рассматривает себя, прежде нежели приступит к Святым Таинам,-и если он погряз в скверне греховной, да устранится страшного причащения,чтоб не навершить и чтоб не запечатлеть грехов своих самым тяжким грехом: наруганием над Святыми Таинами Христовыми, наруганием над Христом".

 
 
Святитель Игнатий Брянчанинов. Том 4.Аскетическая проповедь. Слово в великий четверток на литургии.

[1] Святитель Феофан Затворник. Письма. V, 757.

[2] Святитель Феофан Затворник. Письма. IV, 693.

Написать комментарий