Миссионерство и Литургия

Миссионерство и Литургия

Воцерковление большей части из нынешних православных верующих произошло в последние два-три десятилетия; каждый из пришедших к вере, как правило, сам, опытным путем, реже - по книжкам, изучал богослужения, устав и прочие премудрости, с которыми человек церковный сталкивается практически ежедневно.  

Сначала все непонятно, однако постепенно, трудами и терпением, и главное верой, живой верой, приходит понимание всего: и службы, и богослужебного языка, и Таинств, и когда и как поститься, и что читать.

Как говорится, было бы настоящее желание. Научиться самому сей божественной премудрости без желания и без веры невозможно. Как невозможно научить, воцерковить человека без стремления к этому его души. Спасти человека без его веры в спасение и Спасителя.  Невольник не богомольник, - говорят в народе. И "никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня" (Ин. 6, 44), - находим мы подтверждение этим словам в святом Евангелии.

Однако не все согласны с такой "вялой" формой продвижения Православия в массы, и потому считают, что необходимо привлечь в храмы всех сразу и прямо сейчас, не дожидаясь призыва Божия в жизни каждого и не пуская на самотёк дело общенародного воцерковления.

Люди, привлекаемые (а точнее завлекаемые, как на презентацию) в храм посредством современных методов миссионерства, возмущаютсчя новыми, неведомымидля них порядками, неудобствами, непониманием происходящего. В ответ горе-миссионеры готовы создать все удобства, все сократить, обустроить и упростить, дабы удержать народ. По такому гиблому пути уже пошла католическая лжецерковь, что привело к окончательному опустошению их костелов. Но отечественные модернисты, почему-то вдохновленные методами и реформами второго ватиканского собора, проводят нечто похожее у нас.

Это и стремление к переводу богослужения, и сокращение служб, и упрощение подготовки ко Причастию и проч. Среди новшеств - и миссинерские. Издание книг, совершение литургий. Детских, молодежных, миссионерских.

«...И в те или иные моменты службы (мы) даем комментарии: "сейчас совершается такое действие, оно означает то-то и то-то”. Затем Евангелие читается на двух языках — на церковнославянском и на русском». Так рассказывает в интервью на сайте Белгородской епархии председатель Миссионерского отдела РПЦ архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов) о т.н. миссионерской литургии. Ну, прямо как лекция в музее древних искусств!

А вот как описывают ход «миссионерского богослужения» сами «миссионеры» Белгородской епархии (свящ. Димитрий Карпенко и др.): «По ходу совершения литургии было сделано несколько остановок, во время которых всем собравшимся в храме объяснялся смысл богослужения». Представим примерно, как же это происходит, как можно прокомментировать то торжественное и мистически-таинственное, что поется, читается и возглашается в храме Божием во время Божественной Литургии. «...Сейчас, дорогие братья и сёстры, вы услышите чтение отрывка из книги, которая называется "Благая весть, или Радостное известие”. Оно означает… и переводится так…, а перед чтением священнослужитель, который по-славянски называется "дьякон”, будет махать перед этой книгой специальным дымящимся прибором, который называется "кадилом”, а одет этот дьякон в малопонятную для вас одежду, которая носит название "стихарь”… Итак, будьте внимательны!» «Вонмем» — возглашает диакон. «Внимание, внимание!» — переводит услужливый миссионер. Конечно, сравнение наше несколько утрированное, но упаси нас всех Господь от подобных «миссионерских» богослужений!

Подобные так называемые «миссионерские богослужения» с непременными многочисленными остановками для «миссионерских комментариев» (см. выше) проводятся относительно давно. Причем миссионерские отделы епархий настойчиво рекомендуют проведение подобных «миссионерских литургий», которые представляют собой самое настоящее глумление над православным богослужением.

Не стоит ли ради большей «миссионерской понятности» богослужения поснимать все намоленные иконы и заменить их цветными современными фотографиями, а малопонятные простому человеку архаичные византийские литургические облачения духовенства сдать в местный краеведческий музей и отныне совершать все «миссионерские богослужения» в современных цивильных костюмах? Вне всякого сомнения, и в этом случае найдутся те, кто от всего сердца поблагодарит духовенство храма «за понятность и образность» одеяний. Может быть, в этом случае в храмах людей прибавится не в два, а в три раза! Главным образом — за счет тех, кто озабочен «опасностью ползучей клерикализации» в нашем обществе и ради этого стремится как можно скорее демократизировать и отолерантить Русскую Церковь. 

Остается лишь заключить, что Литургии - миссионерские, детские, молодежные, крещальные и какие еще можно придумать - никакого отношения не имеют к Литургии Божественной, и являются лишь еще одним элементом проявления обновленческих течений в нашей многострадальной Церкви.


Александр Павлов


 




Написать комментарий