Бегите от слепоты безумства!

Бегите от слепоты безумства!

Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Слово в неделю о слепом
Сегодня, возлюбленные братия, читано было Евангелие от Иоанна о исцелении Иисусом Христом слепаго от рождения: вы слышали эту божественную повесть. Господь, Свет мира, совершил это великое чудо так: плюнув на землю, Он сделал брение из плюновения, т. е. раствор земли с влагою, и помазал брением глаза слепому, сказав: пойди, умойся в купальне Силоам (что значит: посланный). Он пошел и умылся, и пришел зрячим (Иоан. 9, 6-7). Но, что еще важнее, этот слепец прозрел и душевными, не только телесными очами. Он уверовал в Иисуса Христа, как Сына Божия и Спасителя мира, к посрамлению всех мудрых и разумных между иудеями, не веровавших в Господа при всем множестве чудес Его, явно свидетельствовавших о его Божественном всемогуществе. Это обстоятельство, т. е. неверие ученых и знатных евреев в Иисуса Христа, как в Богочеловека, подает мне повод побеседовать с вами кратко о слепоте душевной, которая гораздо опаснее и более достойна сожаления, а иногда и слез, чем слепота телесная.
Зрение есть благороднейший член нашего бреннаго тела и оно доставляет человеку величайшую пользу и удовольствие, как это всякому из нас известно, и лишиться зрения значит лишиться едва не половины жизни своей: не видеть солнца, не видеть никого и ничего, ни себя, ни других, ни того, что около нас, не видеть красоты неба и земли, ни всего, что на небе и на земле и на море, да это почти то же значит, что быть мертвецом. Но, братия и сестры, человек, одаренный от Творца разумною душою, способною познавать истину, которая есть жизнь ея, и по гордости, своенравию и упорству не хотящие познать ее, идущий на перекор своему разуму и совести и Богу и людям, — не есть ли несчастнейший слепец, вольною волею несчастный, злостно несчастный, который сам добровольно употребляет во зло величайший дар Божий человеку — разум и свободную волю, отличающия его от всех животных безсловесных, не есть ли он неблагодарнейшее животное, пред своим Творцом, поносящее чудные дары Его Своим разумным тварям? Не есть ли добровольный глупец или безумец, извративший сам богодарованную мудрость в безумие и называющий — добро злом или доброе лукавым и лукавое добрым, сладкое горьким и горькое сладким? А таковы были во время земной жизни Иисуса Христа фарисеи и книжники и сами первосвященники и старейшины народа израильскаго; видя чудеса Иисуса Христа, совершаемыя в народе, чудеса самыя благодетельныя, слыша Его премудрое, спасительное учение и видя жизнь Его вполне праведную, святую, примерную, они приписывали чудеса силе бесовской, извращали смысл слов Его, поносили Его и безумцем и бесноватым и льстецом или обманщиком и, наконец, как бунтовщика злодея, предали позорной казни святейшаго всех святых, Сына Божия. Вот ужасная слепота душевная! Не достойна ли она всякаго отвращения, горьких слез? Ибо человек, слепотствующий душою по гордости и упорству, есть самый несчастный, как верная добыча ада, как сатанинское исчадие, напитанное гордостию и злобою отца своего диавола. Это-то вот и есть хула на Духа Святаго, когда человек по гордости и упрямству не хочет верить явной истине, доказываемой явными чудесами. Такому человеку нет прощения ни в сем, ни в будущем веке (ср. Матф. 12, 32), не потому, чтобы грехи наши побеждали человеколюбие Божие, но потому, что сам человек в гордости, упорстве, злобе, лжи и нераскаянности погибает. Что же раждает в человеке такую слепоту? Отчего она? — От крайняго самолюбия, гордости и самомнения, от злостнаго расположения сердца, от зависти и от всегдашней сытости и пресыщения. Яде и насытися: уты, утолсте, разшире: и остави Бога сотворившаго его (Втор. 32, 15), говорит Писание. Таких вольных слепцов, сынов погибели, есть много и в наше время, как были они всегда. В наше время этих вольных или либеральных слепцов производит или вольная, не по разуму евангельскому наука, поучающая, что все в мире произошло само собою, по природе, что человек, как чадо природы, исчезает со смертию своею, что якобы не будет воскресения и суда и инаго века безконечнаго, — или либеральные разговоры и, вообще, сообщество и беседа с легкомысленными, неверующими людьми или довольная, беззаботная, развеселая жизнь, исполненная ежедневных беззаконий и пороков, в которой погасает и последняя искра христианская. Еще ожесточенных слепцов душевных пораждает озлобление и отчаяние, непокорность существующим властям, неистовое, нелепое намерение поставить на своем, осуществить свои нелепыя идеи или планы и намерения. Таковы нынешние анархисты или нигилисты, которые в слепоте своей думают пересоздать, переворотить общество по своему, воображая, что их планы наилучшие и принесут величайшую пользу народу — едва не золотой век. Сами окаянные идут прямо в ад и ничего, кроме зла и пакости не делают, а мечтают о какой-то пользе народу. Чего же от них добраго можно ожидать? Дерево узнается по плодам, а нигилисты по своим адским делам. Боже, сохрани народ православный от таких вожаков!
Братия! бегите от этой слепоты и от всякой слепоты, которая раждается от греховных страстей: самолюбия, самомнения и гордости, злобы, зависти, своенравия и упрямства, пьянства и невоздержания, корыстолюбия, блуда и непотребства, уныния и отчаяния. Аминь. 
Источник: Полное собрание сочинений Протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. Том 2-й. (Заключающий в себе полный годовой круг слов, поучений и бесед). — Издание второе, исправленное автором. — СПб.: Типография В. Ерофеева, 1894. — С 236-239. 


Написать комментарий