"Падение монархии многими жителями Далматовской волости было встречено с радостью..."

Священномученик Василий Ситников начал служить в Церкви с 1885 года псаломщиком. В 1898 году Василий Иванович окончил три класса духовного училища, в этом же году его рукоположили во диакона и направили на вакансию псаломщика в Иоанно-Предтеченскую церковь села Изъедугинского Шадринского уезда. Затем отец Василий был определен диаконом в село Бакланское Шадринского уезда. 5 ноября 1913 года его перевели в Николаевскую церковь села Далматовского Шадринского уезда. Здесь он служил до своей мученической кончины…


Падение монархии многими жителями Далматовской волости было встречено с радостью; они не знали, какие испытания ждут их впереди. После Октябрьской революции для организации советской власти был создан Военно-революционный комитет, избрано десять уездных комиссаров. Еще в декабре 1917 года началось формирование Красной гвардии. Вскоре представители новой власти приступили к проведению в жизнь «Декрета о земле», постановлений об организации волостных земельных комитетов, о нормировании цен и заготовке продовольствия для отправки в Петербург и Москву. В марте 1918 года на заседании Уездного съезда рабочих, крестьянских и солдатских депутатов было принято решение о конфискации всей земли сельскохозяйственного значения у нетрудовых хозяйств — церквей, монастырей и так далее. Для защиты завоеваний революции в уездах стали создаваться боевые отряды, которые затем вливались в регулярные красноармейские части. Такой боевой отряд был и в Далматовском. Однако по мере того, как большевики осуществляли свою политику, сопротивление им усиливалось. В районе началась настоящая война. Когда красноармейцы начали терпеть поражение от белогвардейских частей в Шадринском уезде и отступать, то местом сосредоточения революционных войск стала станция Далматово. Сюда из ближайших волостей стали собираться отряды. Помимо Верх-Теченского и Тамакульского отрядов, в Далматово прибыл Каменский отряд в сто пятьдесят штыков и отряд латышей из Екатеринбурга в количестве ста человек, с броневиком. Красноармейцы постарались организовать оборону станции и села, но из-за отсутствия взаимодействия между отрядами отразить атаки белогвардейских частей и перейти в наступление они не могли. Тем не менее красные не теряли надежды на победу, ждали удобного момента.


Бывший красноармеец 4-го Уральского стрелкового полка А.Н.Грязных вспоминал: «Случай не заставил себя долго ждать. Приступив к городу Далматову, мы решили с честью встретить противника. На помощь Шадринской добровольческой группе белогвардейцев прибыл из Омска 2-й Степной полк, состав которого был в большинстве из офицеров»6 . В ночь на 27 июня/10 июля белогвардейские части подошли к реке Исеть. «Наши сторожевые посты заметили сначала конную разведку, а потом и цепь, – писал А.Н. Грязных. – Все было готово: пулеметы, замаскированные на своих местах, уже готовы были осыпать наступающих. Какая-то нервная дрожь, дрожь, которую испытывают охотники при виде дичи или зайца, охватывает всех нас, сидящих в одиночных окопчиках, на берегу реки Исети. Соблюдая тишину, зорко глядим мы в сторону неприятеля, дожидаясь, когда цепь подойдет ближе. Тихо везде. Уже сумерки. Вот еще несколько десятков сажен — и мы откроем огонь. Вдруг колокольный звон нарушает зловещую тишину и цепь рассеивается. <…> Колокольный звон оказывается сигналом, который устроили местные священники, затворившись в церкви. Они видели все приготовления и дали понять о грозящей опасности для близких им по духу людей и решили пожертвовать собой, но спасти других»7 . Через некоторое время с колокольни стал раздаваться уже трезвон во все колокола. Винтовочной и пулеметной стрельбой по церкви красные прекратили колокольный звон, а несколько орудийных залпов приостановили наступление белых. Красноармейцы бросились к церкви и схватили находившихся там священников Владимира Сергеева и Александра Сидорова, диакона Василия Ситникова и трапезного работника, который, как потом выяснилось, и звонил на колокольне по благословению отцов.


Арестованных доставили в штабной вагон на станцию Далматово. Разбирательство продолжалось недолго: красноармейцы были в ярости от случившегося. Священников Владимира Сергеева и Александра Сидорова решено было расстрелять на месте без суда и следствия на страх другим служителям Церкви, чтобы не вмешивались в борьбу за власть. Они были убиты у железнодорожного переезда около современного поселка Пушкина. Тут же, в Сухом Логу, рядом с линией железной дороги, выкопали яму и зарыли трупы. Произошло это 27 июня/10 июля 1918 года. Диакона Василия Ситникова повезли в село Катайское и по дороге расстреляли. Трапезного работника отпустили домой, но после пережитого им страха он прожил недолго.


После освобождения села от большевиков тела обоих священников были перезахоронены на местном кладбище, метрах в пятнадцати севернее церкви. На месте их убийства — северо-западнее железнодорожной будки близ переезда — был установлен железный крест. В 1919 году после окончательной победы большевиков этот крест был убран. 


Решением Священного Синода от 17 июля 2002 года священномученики Владимир Сергеев, Александр Сидоров и Василий Ситников прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских.


1 Далматовское второклассное монастырское училище было образовано из земского мужского училища постановлением Екатеринбургской Духовной консистории от 17 сентября 1899 года.
2 Край по имени Далмата. Курган: Зауралье, 2002. Т. 1. С. 241.
3 Цит. по: Андреева Л. Процесс дехристианизации в России и возникновение квазирелигиозности в XX веке // Общественные науки и современность. 2003, № 1. С. 95.
4 Там же.
5 Край по имени Далмата. Курган: Зауралье, 2002. Т. 1. С. 139.
6 ЦДООСО. Ф. 41. Оп. 2. Д. 208. Л. 6.
7 Там же.

Написать комментарий