Господь попускает скорби для людей, чтобы они покаялись

Господь попускает скорби для людей, чтобы они покаялись

Слово в Неделю пятую по Пятидесятнице св. прав. Иоанна Кронштадтского
Сегодня во время литургии читано было, братия мои возлюбленные и сестры во Христе, евангелие от Матфея об изгнании Господом бесов из двух бесноватых, весьма свирепых. Чему оно научает нас? — Во первых, той истине, что Господь Иисус Христос есть всемогущий Творец и Владыка всех тварей видимых и невидимых, Ангелов и человеков, всякой одушевленной твари и самих демонов, которые в начале были сотворены добрыми, но сами потом впали в злобу и лукавство, отпали от Бога и низвержены с неба в преисподнюю; во вторых, — той истине научает, что без Божия попущения бесы не могут причинять зла никакой твари, и, если попускается им от Бога мучить людей, то попускается для наказания и вразумления людей, согрешающих, за их разныя неправды и грехи и для их исправления, что видно из наставления бесноватому от Господа после исцеления его, по сказанию евангелиста Луки; в третьих, научает той истине, что будет воскресение мертвых и страшный суд от Господа всем людям живым и мертвым и всем злым духам и достойное воздаяние всем: злым духам — огонь вечный, сообразный их духовной, безтелесной природе, как и всем грешникам нераскаянным, а людям праведным и покаявшимся истинно — вечный живот. Бесы говорят Господу чрез бесноватых: что Тебе до нас Иисус, Сын, Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Видите, и бесы веруют в Него, как в Сына Божия и как будущаго грознаго и праведнаго Судию своего, уготовавшаго им вечную муку; — но нынешние нигилисты превосходят в своем безумстве и бесов, потому что не веруют в Иисуса Христа, как в Сына Божия, ни в Церковь, ни в безсмертие души человеческой, не веруют ни воскресению, ни будущему суду, — не признают и бытия Ангелов и злых духов; оттого они такие отчаянные люди, способные на всякое зло, — на убийство, поджоги, похищения, — не признают богопоставленных земных властей и творят только дьявольскую и свою пагубную волю. В четвертых, Евангелие учит тому, что власть всякаго дыхания, всякой жизни находится в Божиих руках; и кому хочет Господь дарует жизнь, — у кого хочет отнять — отемлет. Так, бесноватые человеки могли погибнуть от злобы бесовской в одну минуту, но Господь не допустил погубить их демонам, а только — мучить их для их вразумления и исправления, — свиней же допустил погубить, может быть, в наказание неверовавших жителей страны Гадаринской, как ныне, например, Господь попускает падеж скота для наказания и вразумления людей, чтобы они покаялись. Чтобы не подпасть нам под влияние бесов, будем, братия, убегать греха и усердно стараться о стяжании всякой добродетели: ибо Господь создал нас на дела благая, яже прежде уготова, да в них ходим (Ефес. 2, 10); не только не должны мы грешить, но и стараться быть святыми, как подобает христианам, чадам Божиим, призванным к святости и нетлению. Святы будьте, как Я свят Господь, Бог ваш (ср. Лев. 19, 2), глаголет Господь; или: будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный (Матф. 5, 48), говорит Иисус Христос. Запомним же, братия, урок, предлагаемый нынешним евангелием, и приложим его к жизни; ибо для того и читается Евангелие, чтобы мы поучались и исправлялись, доколе имеем время поучаться и исправляться. Аминь. 
Источник: Полное собрание сочинений Протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. Том 2-й. (Заключающий в себе полный годовой круг слов, поучений и бесед). — Издание второе, исправленное автором. — СПб.: Типография В. Ерофеева, 1894. — С 367-369. 


Написать комментарий